Камера, мотор, поехали: кто на самом деле изобрел кинокамеру?

28 декабря 1895 года в Париже в салоне "Гран-кафе" на бульваре Капуцинок состоялся первый в истории кино коммерческий показ фильмов, снятых братьями Люмьер. Этот день стал официальной датой рождения кинематографа.
IPQuorum

На самом деле кино как технологическая новинка, как индустрия развлечений и даже как искусство появилось еще в 70-х годах ХIX века. И, наверное, можно было бы вести отсчет создания кинематографа не от времени первого киносеанса, а от даты изобретения киноаппарата. Или еще раньше - от рождения идеи пофазной съемки движения.

История лошади

Все началось, как это часто бывает, со счастливого случая, который свел вместе председателя компании железных дорог и мореходства Central Pacific, заядлого поклонника скачек Леланда Стенфорда с фотографом-экспериментатором Эдвардом Мейбриджем.

В 1872 года у Стенфорда с приятелями разгорелся спор: может ли бегущая рысью лошадь в какой-то момент оторвать от земли все четыре копыта и как бы зависнуть в воздухе? Леланд заключил с друзьями пари на огромную по тем временам сумму - 25 000 долларов. И чтобы доказать свою правоту, нанял лучшего в Калифорнии фотографа - Эдварда Мейбриджа.

Мейбридж был известен великолепными пейзажными съемками Аляски и Йосемитской ледниковой долины. Но между ледниками и лошадьми была огромная разница: первые не мчались во весь опор, а терпеливо ждали, пока на них наведут резкость. Так что задача перед фотографом стояла непростая. К тому же Мейбриджу нужно было сделать подряд несколько снимков бегущей лошади, чтобы зафиксировать все фазы ее движения.

Подготовка к съемкам растянулась на долгие пять лет. За это время фотограф-экспериментатор успел изобрести и построить на беговой дорожке ранчо Стенфорда 12 специальных кабинок для размещения фотокамер. Оснастить фотокамеры специально сконструированным электрическим щелевидным затвором с выдержкой 1/25 секунды. Застрелить любовника своей жены и избежать суда. Придумать оригинальное решение для съемки бегущей лошади, которое представляло из себя тонкую веревку, привязанную к затвору камеры и натянутую поперек беговой дорожки. И наконец, убедить лошадей преодолевать это препятствие, а не тормозить резко перед веревкой или, того хуже, сносить кабинку с драгоценной фотокамерой.

В 1877 году эксперимент увенчался успехом. Серия из 12 фотографий, запечатлевших пофазное движение лошади, позволила Стенфорду выиграть пари, а Мейбриджу - оформить патент на изобретение электрического затвора и стать первым в мире специалистом по хронофотосъемке животных и людей.

По сути, это стало предвестником киносъемки. Но Мейбридж сделал еще несколько шагов в сторону будущего. Он научился оживлять свои снимки! Для этих целей Мейбридж усовершенствовал волшебный фонарь - проектор изображений, известный еще со времен Христиана Гюйгенса. Вставленная внутрь аппарата стеклянная катушка с намотанными на нее пофазными снимками при прокручивании давала полную иллюзию движения. Мейбридж назвал созданный им прибор "зоопраксископ", сконструировав это слово из трех греческих: животное, движение и смотрю.

Публичные лекции Мейбриджа, сопровождаемые показом оживших снимков, пользовались огромной популярностью. Эти крохотные ролики, длившиеся всего лишь несколько секунд, можно с полным правом назвать предвестниками нового искусства, а усовершенствованные Мейбриджем фотокамеру и волшебный фонарь - прообразами будущих кинокамеры и кинопроектора.

"А давайте я вас из фоторужья щелкну!"

В 1881 году Мейбридж выступал с лекциями во Франции, где познакомился с врачом-физиологом и изобретателем Этьеном-Жюлем Маре. Маре был одержим движением как таковым во всех его проявлениях. Летящие птицы, бегущие лошади, спортсмены - все было объектом его изучения. Мейбридж подсказал Маре использовать хронофотосъемку в его физиологических исследованиях.

Маре с жаром взялся за дело, изучил опыт американского коллеги, и уже через год представил новую усовершенствованную фотокамеру, позволявшую делать 12 снимков в секунду. В отличие от Мейбриджа, Маре использовал фотобумагу не в листах, а в рулонах. Внутри фотокамеры был барабан, приводимый в движение часовым механизмом. Именно это позволило достигать фантастической по тем временами выдержки в 1/700 секунды.

Маре назвал свой аппарат "хронофотографическое ружье".

Конечно, до настоящей кинокамеры было еще очень далеко. Но уже на целый шаг ближе.

Куда пропал изобретатель?

Если Мейбридж и Маре снимали то, что сегодня можно было бы условно назвать документальными фильмами, то самое первое сюжетное игровое кино с участием актеров снял французский инженер Луи Лепренс. Он же изобрел самую первую кинокамеру.

Свой первый хронофотографический аппарат Лепренс собрал в 1888 году. Это специальное устройство для съемки движущихся объектов имело 16 объективов, расположенных в четыре ряда. Объективы были снабжены индивидуальными затворами и поочередно делали серию снимков на рулонную негативную фотобумагу, разработанную компанией Kodak.

Лепренс получил патент на камеру в Англии, Франции и США. Через год изобретатель усовершенствовал аппарат, оставив только один объектив, и в 1889 году оформил во Франции новый патент.

Всего Лепренс успел снять четыре ролика: "Человек, поворачивающий за угол", "Сцена в саду Раундхэй", "Движение транспорта по мосту Лидс" и "Аккордеонист". В качестве актеров он использовал членов семьи и друзей.

Дальнейшая история Лепренса и его изобретений окутана тайной и полна загадок.

Известно, что в 1889 году Лепренс съездил в Штаты, встретился там с Томасом Эдисоном, показал ему камеру и попросил помощи в финансировании. Сам Эдисон в дальнейшем отрицал факт этой встречи.

Еще известно, что осенью 1890 года Лепренс планировал запатентовать новую камеру в Великобритании, но перед поездкой в Лондон заехал к своему брату в Дижон. След Лепренса обрывается на вокзале в Дижоне, где он сел в поезд до Парижа. Больше изобретателя никто никогда не видел. Его багаж и аппаратура исчезли.

В 1897 году все патенты Луи Лепренса были аннулированы "в связи с исчезновением автора".

Шкаф с "глазком"

В 1890 году американский изобретатель и предприниматель Томас Эдисон дал задание одному из инженеров своей промышленно-исследовательской лаборатории Уильяму Диксону изобрести некое развлекательное устройство в комплект к фонографу, которое показывало бы небольшие сюжетные или видовые ролики под музыку или текст, начитанный актером.

Еще до того, как Диксон взялся за дело, Эдисон запатентовал схему конструкции будущего технического изобретения и его название: "кинетоскоп".

Решать поставленную задачу Диксону пришлось в два этапа: сначала изобрести камеру, которая снимала бы те самые ролики, а уже потом и сам аппарат.

Эдисон предложил разрабатывать камеру на основе хронофотографического ружья Маре. Кстати, образец Маре предоставил сам, так как его, врача-физиолога, не интересовали приоритеты и патенты, ему нужны были новые технологии для продолжения исследований.

В качестве отправной точки изобретение доктора Маре годилось, но тут возникла другая проблема: длины рулонов фотобумаги не хватало для съемки даже коротких сценок. И тогда Эдисон обратился к изобретателю фотопленки Kodak Джорджу Иствуду с просьбой начать производство 15-метровых рулонов.

Самой последней технической проблемой, которую пришлось решать Диксону, было "заставить" проектор останавливать и перемещать пленку через одинаковые промежутки времени. Изобретатель нашел очень простое и оригинальное решение - проделал отверстия по краям пленки. А для захвата перфорации использовал шестеренку с зубчиками, которую вращал электродвигатель.

В 1891 году оба устройства были созданы. Камера для съемки получила название "кинетограф". Это и была самая первая в мире настоящая кинокамера, способная снимать фильмы. А кинетоскоп - прообраз будущего кинопроектора - представлял из себя шкаф с "глазком". Он был рассчитан на одного-единственного зрителя. Идея превратить камерный досуг в массовое развлечение на тот момент Эдисону в голову не пришла.

"Снаряд" Тимченко

Почти одновременно с Диксоном киноаппарат, работающий по точно такому же принципу, изобрел украинский инженер, механик Одесского университета Иосиф Тимченко. И ему, точно так же как Диксону, пришлось сначала изобретать механизм смены кадров.

Но была и существенная разница: Тимченко был далек от мысли работать на индустрию развлечений, его интересовало благо науки. Его изобретение должно было помочь ученым исследовать явление персистенции - инерции зрения человека.

В 1893 году Тимченко придумал "улитку" - скачковый механизм для прерывистой смены кадров. А следом собрал кинокамеру.

7 ноября 1893 года в одесской гостинице "Франция" открылась выставка "живых фотографий". Вниманию публики было представлено два фильма, снятых Иосифом Тимченко: "Копьеметатель" и "Скачущий всадник". Народ валил валом! В течение полутора месяцев "живые фотографии" были главным городским событием.

В январе 1894 года Тимченко показал свои фильмы в Москве - на секции физиков IX съезда российских природоведов и врачей. Сохранилось упоминание этого исторического события в протоколе секции: "На экран были показаны стробоскопические иллюзии прерывистого движения, составляемого особым снарядом. Секция отнеслась весьма сочувственно к работам г. Тимченко, его остроумию и оригинальности, засвидетельствованными профессорами Умовым и Клоссовским, и по предложению председателя профессора Пильчикова и профессора Боргмана решила выразить г. Тимченко благодарность".

Благодарностью дело и закончилось. Тимченко вернулся в свою мастерскую и продолжил работать ради науки, изобретая микрохирургические инструменты для операций на глазах, пишущий ртутный барометр, приборы для новой обсерватории и многое-многое другое.

К счастью, киноаппарат, созданный Тимченко, сохранился и находится в коллекции Политехнического музея. Сопроводительная табличка "снаряда" гласит: "Первый кинематограф для съемки, печатания и показа ленты".

Они первые познакомили нас с синематографом

Луи и Огюст Люмьеры считаются создателями кинематографа - нового вида искусства, новой индустрии и новой технологии. Почему они? Ведь кинокамеру и кинопроектор изобрели до них, да и первые коммерческие сеансы состоялись задолго до того, как поезд братьев Люмьер прибыл на вокзал Ля-Сьота.

Потому что им удалось так усовершенствовать кинетограф Диксона, что он превратился в компактное, легкое, переносное, а главное, универсальное устройство как для съемки фильмов, так и для их показа. Изобретенный братьями механизм позволял воспроизводить отснятую пленку на большой экран, и это дало возможность проводить одновременные сеансы для значительного числа зрителей.

То есть, по сути, они создали индустрию массовых развлечений, которая получила название "синематограф" в честь первого в мире профессионального киносъемочного аппарата, созданного двумя инженерами-изобретателями из Лиона - братьями Луи и Огюстом Люмьер.

***

Эта статья и многие другие материалы опубликованы на сайте ©IPQuorum - первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum - это новый формат работы одноименного международного коммуникационного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы институтов развития.