Утвердить дорожную карту предполагается к сентябрю 2023 года. По проекту, в феврале 2023 года должна пройти проработка концептуальных подходов в рамках программы развития городского наземного электротранспорта. Взаимодействие профильных министерств должно быть выстроено в рамках созданной рабочей группы.
Сначала проведут инвентаризацию и анализ городского наземного электрического транспорта в субъектах и городах. Речь идет о трамваях, троллейбусах, электробусах. Также проанализируют причины ухудшения состояния основных фондов городского электрического транспорта. Отчет должен быть сформирован к апрелю 2023 года. К маю должны быть сформированы и согласованы приоритетные направления развития городского наземного электрического транспорта, а также система мер государственной поддержки отрасли.
Ранее параметры готовящейся программы обсуждали в ходе парламентских слушаний в Госдуме в октябре 2022 года. Как следует из итоговых материалов предполагается ежегодное обновление подвижного состава электротранспорта в количестве не менее чем 500 троллейбусов и 200 трамваев. На эти цели будут выделяться субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. Также предполагается ежегодно реконструировать либо капитально ремонтировать не менее чем 200 километров трамвайных путей и 600 километров троллейбусных линий.
По словам директора института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаила Блинкина, в первой четверти 20 века трамваи закатывали в асфальт в Северной Америке, в 90-е годы трамваи убирали во многих городах России. А сейчас трамваи - мировой тренд. По сочетанию провозных возможностей и экологического воздействия - это самый лучший вариант, говорит эксперт.
"Мы просто следуем общемировому тренду развития больших городов, развития рельсовой транспортной системы", - говорит эксперт. Система включает метрополитены, пригородные поезда и трамваи. Метрополитены экономически обоснованы, если население города превышает 3 млн человек. А в городах с население от 300 тыс. человек - трамвай очень хорошее транспортной средство, замечает Блинкин.
А вот с троллейбусами ситуация иная. Весь мир избавляется от троллейбусов, они уже ушли из городов мира, и никакие серьезные производители ими не занимаются, отмечает эксперт.
Но вопрос в том, как мы сможем обеспечить поставки новых трамваев и троллейбусов. В России есть развитое производство трамваев. Наши производители трамваев были включены в большую кооперацию. Но закупали только электрооборудование и электронику. Сейчас в условиях санкций будут определенные сложности, но в целом заводы в России на очень хорошем уровне, добавляет Блинкин.