Многие семьи рассказывали, что в первые 24 часа после землетрясений они могли разобрать под завалами слабые голоса родственников. Затем постепенно тишина опустилась на груды бетона и кирпича, которые когда-то были домами, а теперь стали гробницами. Шансов найти людей живыми уже нет.
Кладбища в пострадавших от землетрясения районах Турции и Сирии заполняются до предела. Тела складываются на стадионах или автостоянках для опознания, туда заносят гробы и отвозят на кладбища, где за неимением места, их складывают в братские могилы, сообщает Guardian. По меньшей мере пять имамов поспешили в Нурдаги, чтобы возглавить непрекращающуюся процессию массовых похорон, иногда до 10 жертв одновременно. Должностные лица доставляют гробы из соседних деревень и даже из Стамбула, чтобы обеспечить место последнего упокоения для огромного количества погибших в городе.
"Сорок процентов людей, которые жили в этом городе, могли погибнуть", - сказал Садык Гюнеш, имам в Нурдаги. Его дом находился рядом с мечетью, которая рухнула. Без места для их молитв массовые похороны в Нурдаги и остальной части южной Турции проводятся на открытом воздухе. "Я потерял счет телам, которые мы похоронили с понедельника, - сказал Гюнеш. - Мы сделали дополнительные участки к кладбищу. Под обломками до сих пор находятся погибшие люди. Мы хороним тела даже глубокой ночью с помощью граждан, которые приходят нам на помощь".
В районе Африн на северо-востоке Сирии кладбище было расширено за счет импровизированных массовых захоронений. В южном турецком городе Османие не хватило места для погостов, а за пределами Кахраманмараша, недалеко от эпицентра землетрясения, импровизированное кладбище было переполнено таким количеством трупов, что деревянные доски и бетонные блоки, собранные из обломков, послужили надгробиями, сообщают корреспонденты британского издания.
Как пишет New York Times, нехватка грузовиков, заблокированные дороги и другие логистические препятствия мешают усилиям более 100 тысяч спасателей, работающих в Турции, что эквивалентно населению небольшого американского города, пытающихся раскопать жертв, похоронить мертвых и оказать помощь отчаявшимся выжившим. В Кахраманмарасе люди ищут своих родственников в спортзале, превращенном в морг после сильных землетрясений. Древний старый город Антакьи полностью разрушен. Старый базар превратился в руины. Мечеть Улу, построенная века назад, разрушена до основания. Старого здания парламента на главной площади больше нет. Разрушены стены и крыша главной городской больницы, в ней уже нельзя принимать пострадавших из-за угрозы обрушения.
Тысячи людей пытаются получить доступ к еде и одеялам. Некоторые находят их в палатках, установленных Турецким Красным Полумесяцем, но многие не уходят с места разбора завалов. Они не могут покинуть развалины, под которыми, как они знают, находятся их родственники, но, с другой стороны, у них закончилась еда, им нужен сон и припасы. "Где правительство?" - единодушно спрашивали выжившие перед одним из завалов в районе Дефне.
В сирийском Идлибе спасательные работы продолжались в течение всей недели, но их значительно замедлила нехватка техники и помощи. Идлиб оставался в большей степени закрытым от внешнего мира, пока шесть грузовиков ООН не прибыли в провинцию в четверг, доставив жизненно важные товары через несколько дней после землетрясения. По всей северной Сирии люди, которые теперь живут в палатках на снегу, начали жечь все, что могли, чтобы согреться. Продовольствия и других основных товаров по-прежнему не хватает людям, испытавшим шок от трагедии исторического масштаба. "Мир забыл о нас", - сказал Мохаммед Абу Хамза, бежавший из Джиндиреса, во второй раз переживший вынужденное переселение после побега из Гуты со своей семьей.
Отметим, что на этом фоне госдепартамент США повторил свой отказ снять санкции с Сирии после того, как землетрясение унесло жизни тысяч людей в стране. В Вашингтоне настаивают на том, что политика не препятствует оказанию гуманитарной помощи, и еще раз потребовали, чтобы правительство президента Башара Асада открыло больше пограничных переходов для доставки помощи. "При оказании гуманитарной помощи в Сирии необходимо преодолеть много препятствий, особенно после разрушительных землетрясений на этой неделе, но наша политика санкций в отношении Сирии не входит в их число", - заявил журналистам представитель госдепартамента Нед Прайс.
Между тем
ООН запросит у Совета Безопасности разрешение на расширение помощи Сирии, заявил официальный представитель Всемирной организации Стефан Дюжаррик. Он добавил, что ООН также ведет переговоры с правительством Сирии о доставке большего количества гуманитарной помощи в удерживаемые оппозицией районы на северо-западе. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш заявил, что в выходные в пострадавшие районы отправится глава гуманитарной организации ООН Мартин Гриффитс. Гриффитс посетит Алеппо и Дамаск в Сирии и Газиантеп в Турции. "Дополнительная помощь уже в пути, но требуется гораздо больше, гораздо больше", - сказал Гутерриш.