Груз с железной дороги впервые перевезут по рекам в Арктику

Минтранс в этом году проведет пилотный рейс по перевозке угля по реке с железной дороги до Северного морского пути (СМП). Это поможет разгрузить Восточный полигон и увеличит грузопоток по Севморпути. Ранее вице-премьер Юрий Трутнев сообщал, что потребность в БАМе и Транссибе возрастает, но их мощностей по перевозке грузов уже в 2022 году недостаточно.

Поэтому за год ущерб экономике может составить 1,5 трлн рублей. В то же время из-за санкций сократились транзитные перевозки по Севморпути, поэтому перераспределение грузов с помощью рек должно сократить сразу две проблемы.

По словам Трутнева, для перевозки грузов с железной дороги до СМП выбраны реки Сибири: Енисей, Обь, а также реки бассейна Сибири.

"Был доклад министерства транспорта. Они сказали о том, что в этом году будет проведена первая проводка экспериментальная. Но там, скажу честно, темпы не устраивают. Мы договорились о том, что как только сойдет лед и они смогут провести первые суда в бассейне, то будет доклад с прогнозом дальнейшей работы", - сказал вице-премьер.

Как уточнили в пресс-службе Трутнева, для организации пилотных отправок грузов предлагается рассмотреть использование инфраструктуры речных портов Красноярска и Лесосибирска для погрузки угля на речные суда с дальнейшей доставкой грузов в морской порт Дудинка для перегрузки на морские суда и морской перевозки через акваторию СМП.

С другой стороны, для компенсации сократившегося транзита на Севморпути правительство РФ может увеличить обязательства для компаний по грузоперевозке. "Но ни одна компания не заявила о том, что существуют риски невыполнения. Все компании сказали, что задачи, поставленные в рамках выполнения поручения президента Российской Федерации по 80 млн т к 2024 году, выполняются. Это вот первое", - сказал Трутнев.

Согласно плану развития Севморпути до 2035 года, обязательства по грузопотоку есть у "Росатома", "Новатэка", "Роснефти", "Газпром нефти", "Норникеля", "Северной звезды" и горнодобывающей компании "Баимская".

Ранее ряд экспертов рассказал "РГ", что для эффективного использования СМП ставку нужно делать не только на перевозку СПГ, угля, газа и нефти, но и на несырьевую продукцию. В этом случае, задействуя речной транспорт, можно разгрузить железную дорогу. Вице-премьер отметил, что на совещании компании говорили о сложностях, которые есть и в строительстве судов, и в рынках.