Выставку "Страсти Христовы" открывает мозаичный образ "Спаситель в терновом венце" - красная круглая рамка и вполне себе реалистическое изображение Мессии в духе европейского Возрождения сразу же привлекают внимание зрителей. Кстати, мозаика выставляется впервые. Возле мозаики собираются и те, кого в музеях обычно называют последователями Дэна Брауна, они любят из любой искусствоведческой загадки вытянуть историю а-ля "Код да Винчи". Впрочем, в данном случае они по адресу.
Икона попала в Музей Рублева прямиком из правоохранительных органов. Подробностей следователи не сообщили, рассказали лишь, что, скорее всего, мозаика происходит из Храма Христа Спасителя. В документах, сопровождающих образ, эта информация приписана карандашом.
"Мы знаем, что были планы замены фресок в Храме Христа Спасителя мозаиками, поэтому, возможно, эта версия имеет место, - рассказывает главный хранитель музея Оксана Смирнова, - но доподлинно известно лишь, что мозаика выполнена в мастерских Академии художества в XIX веке, мы приглашали специалистов из Петербурга для подтверждения, все остальное еще требует изучения".
Кураторы выставки "Страсти Христовы" не скрывают, что специально выставили этот образ в самом центре зала, чтобы привлечь к нему внимание и пробудить интерес к разгадыванию его истории.
Любая выставка икон привлекает внимание тех, кто любит истории о чудесах. "Страсти Христовы" не разочаруют и такого зрителя.
Так, на одном из стендов представлена икона со странным, на первый взгляд, названием "Спас Беленький". По сюжету - это фрагмент иконы, изображающий несение Креста Иисусом Христом. По форме - список с гипсового рельефа Спасо-Влахернского монастыря, что под Москвой.
"По преданию, в XIX веке по молитвам перед гипсовым изображением Христа прозрели две слепорожденные девочки, после этого с рельефа начали делать списки, поэтому Спас на таких иконах выглядит не типично, он белый, в народе его так и называют "Спас Беленький", - делится Оксана Смирнова.
Кураторы также уверяют, что уникальность этой иконы не только в том, что список с гипсового Спаса большая редкость, но и в том, что обычно иконы с изображением Страстей Христовых чудотворными не считались. Это исключение.
Но куда большее исключение - и это одна из сенсаций выставки - точный список с чудотворной иконы, изображающий поцелуй Иуды. Своим лобзанием, напомним, предавший Христа апостол указал стражникам на своего Учителя. К подобным сюжетам иконописцы прибегали редко. Но икона, которая пребывала в Николо-Берлюковской пустыни с конца XVII века, в XIX столетии вдруг стала исцелять паломников и прихожан, и поэтому образ начали распространять - отсюда списки. Тот, что представлен в экспозиции, сделан в XIX веке. И это, говорят кураторы, иконопись очень высокого уровня. Повторен даже стиль, а не просто сюжет. Сам же оригинал "Поцелуя Иуды" исчез во времена революции.
Кураторы готовили эту выставку полтора года. За это время они продумали каждую деталь, и в том, как расположены иконы в экспозиции, нет случайностей. Они изображают каждый шаг Христа на Распятие в той же последовательности, в какой эти шаги даны в Евангелиях. Страстной цикл на выставке открывается событиями Тайной вечери, дальше идет "Омовение ног", "Моление о чаше", встречи Христа с Пилатом и Каиафой, несение креста… В кульминации - иконы, изображающие Распятие. Им посвящен отдельный зал. Помимо традиционных сюжетов с распятым Христом на фоне иерусалимских стен, здесь можно увидеть Распятие в момент, когда зашло солнце - художник из Великого Устюга в конце XVIII века пошел на своего рода эксперимент и добавил в образ закатных красок, а также две луны, коричневую и красную. Деталь небольшая, но очень важная для искусствоведов, которые уверяют, что русские иконописцы умели в рамках строгих канонов оставаться свободными творцами.
Есть в этом зале и "Распятие" кисти Михаила Нестерова. В его интерпретации "Страстной седмицы" один из самых известнейших сюжетов мировой истории разворачивается на фоне русского пейзажа. Эту картину специально для выставки предоставил музей Московской духовной академии, зрители также впервые видят эскиз художника к "Страстной седмице". Он заметно отличается от итогового воплощения. Известно, что эту картину художник начал писать сразу после революции, а закончил только в 33-м году. Когда страна уже вычеркнула Христа из своей истории.
Другими словами, выставка устроена так, что зрители могут не только идти по следу Богочеловека, но и погружаться в разные художественные школы и методы, "перелистывать" дни и ночи, перемещаться из географии Нового Завета в родные среднерусские просторы. Кураторы постарались сделать все, чтобы посетители экспозиции поняли, что икона - это совсем не скучно. Есть у выставки и свой, вполне современный месседж.
"Мы сталкиваемся с тем, что интерес к музеям возрос. Наверное, когда рядом происходят такие события, хочется видеть прекрасное, - говорит главный хранитель музея Оксана Смирнова, - поэтому и наша выставка не про мучения, не про смерть, мы про победу над смертью".
Выставка открыта до 11 апреля 2023 года.
28 февраля в 19.00 пройдет лекция Бориса Филиппова "О чем рассказала Туринская Плащаница".
Концерт "Stabat mater" состоится 23 марта в 19.00.