Право Англии и ЕС сегодня рассматривать крайне опасно
Депутат Госдумы Сергей Гаврилов об ограничении Западом сделок с компаниями из РФ: Принцип разумности и соразмерности полностью заместила всеобщая истерия
Нина Зотина/РИА Новости
Как бы странно это не звучало, но вопреки здравому смыслу и принципам международного права ЕС активно предпринимает шаги, чтобы приравнять неисполнение введенных против России санкций к особо тяжким преступлениям против человечества. То есть принцип разумности и соразмерности полностью заместила политика и всеобщая истерия, выраженная нападками на Россию под любым углом. А что предприняли мы, не поддаваясь всеобщей тенденции и руководствуясь базовыми принципами права?

Отмечу, что запреты и хаотичные меры со стороны иностранных юрисдикций для проведения сделок между нашими и иностранными компаниями в начале и середине прошлого года еще предоставляли продавцам и покупателям хоть какие-то возможности по созданию, например, SPV - иностранных компаний специального назначения. Они создавались для осуществления сделки и выступали в роли заемщика, приобретали определенные права собственности или обязательства, на которые перевешивались акции, а доли в этой компании продавались российским покупателям.

Под конец года и эта возможность закрылась тогда в октябре 2022 года с введением новых ограничений. Все предельно ужесточилось. Сейчас сделки между резидентами и нерезидентами проводить крайне сложно. Совершение сделок на уровне иностранных юрисдикций сейчас практически невозможно. Разрешительный порядок, который ранее действовал в отношении ООО, был распространен и на все сделки с акциями АО. Это обусловлено в том числе тем, что, допустим, нашему бизнесу нереально договориться с иностранной компанией по поводу применимого права, решая, где будут рассматриваться потенциальные споры по контракту, поскольку право Англии и ЕС теперь рассматривать крайне опасно. А оговориться на нейтральные юрисдикции, где потенциально могли бы рассматриваться эти споры и где можно было бы оформить представительство в судах, стало просто нереально. Ведь иностранные контрагенты на это попросту не пойдут.

В этих условиях Банк России многое сделал для применения режима специальных счетов и осуществления расчетов с их использованием. Банк России и сейчас осуществляет большую работу над разблокировкой активов, которую ведет финансовая индустрия через подачу заявок в органы ЕС.

Нами были разработаны и введены определенные законодательные послабления, которые касались корпоративного регулирования - ПАО теперь могут в ограниченном формате раскрывать информацию и только ту, которая потенциально не приведет к введению против них санкций, а советы директоров теперь могут избираться на три года подряд и сохранять полномочия, даже если из совета выходит большая часть директоров-нерезидентов.

В прошлом месяце вышел указ президента, по которому акционеры компаний могут отстранить от управления компанией акционеров из недружественных государств. Эта мера применяется к наиболее крупным компаниям. Кроме того, порог на согласование сделок с ФАС увеличен, то есть появилась возможность проводить сделки в упрощенном порядке. Если раньше с ФАС должны были согласовываться сделки с акциями, долями коммерческих организаций, суммарная стоимость активов которых (и их группы лиц) составляла от 800 млн рублей, то сейчас потолок поднят до 2 млрд рублей при условии последующего уведомления ФАС.

Помимо этого, в настоящее время продолжается работа над разблокировкой активов, замороженных ценных бумаг, принадлежащих нашим гражданам. Сейчас более 5 млн розничных инвесторов имеют на своих счетах заблокированные из-за санкций Запада активы. Только иностранных акций, принадлежащих физическим лицам, заблокировано на сумму 320 млрд рублей.

Сергей Гаврилов
депутат Госдумы
Поделиться