13.02.2023 03:00
    Поделиться

    В Театре им. Моссовета состоялась премьера спектакля "Прощай, любимая!"

    Театр им. Моссовета выпустил на своей камерной сцене "Под крышей" спектакль "Прощай, любимая!". Это не просто премьера, а красивый итог конкурса пьес "Московские истории". Его театр затеял к своему 100-летнему юбилею. Члены жюри во главе с художественным руководителем Евгением Марчелли в течение нескольких месяцев отсматривали многочисленные заявки участников. В итоге в лонг-лист попали 14 пьес, в короткий список - пять, а на сцену было решено перенести творения двух авторов. Главная роль в них, разумеется, отдана такой притягательной и противоречивой столице.

    Надо сказать, что поиск новой драматургии и новых имен серьезно занимает сейчас все театры. С этой целью, например, МХТ им. Чехова уже второй сезон ведет экспериментальный проект "АРТХАБ", где лучшие эскизы, которые потом превратятся в полноценный спектакль, выбирают сами зрители. Буквально на днях завершилась лаборатория инсценирования и в РАМТе, где спектакли для семейного просмотра сочиняли творческие тандемы "драматург + режиссер". Конкурс "Московские истории" - еще одна попытка установить контакт с талантливыми авторами, найти новые интонации и, благодаря им, отклик у современного зрителя.

    Соревновательный уровень при этом оказался, может быть, даже неожиданно высок. Свои пьесы, к примеру, в Театр им. Моссовета прислали маститые Николай Коляда и недавно ушедший от нас Алексей Слаповский.

    Пьесу Сергея Решетнева "Прощай, любимая!" поставил режиссер Сергей Аронин. О чем же эта история? О знакомой многим (даже очень многим - может, потому и срезонировало?) попытке покорения столицы, поиска своего места в ней и желания доказать состоятельность собственных амбиций.

    Антон (Митя Федоров) и Таня (Евдокия Карева) приезжают в Москву с Дальнего Востока. Они не пара, а лучшие друзья. У Антона дома остается девушка Марта (Ксения Комарова), которую он, лелея мечту поступить во ВГИК, обещает через время перевезти к себе в столицу. Этого, конечно, не случится. Закрутит новая жизнь и новые знакомства.

    Во ВГИК Антон действительно поступит, вот только все время будет думать: на своем он месте или по случайности занял место кого-то, кто действительно талантлив и смог бы здесь реализоваться? Эти мысли - и его, и преподавательницы Кларисы Витальевны (она мучается совестью, что "срезала" достойных на приемной комиссии) - воплотятся в девушке с пирожком. Образ талантливой, но простой, без "творческих странностей" абитуриентки, уступившей всего один балл и теперь вынужденной на последние деньги обедать на вокзале, преследует героев - она молча протягивает им пирожок, те трясут головой, чтобы согнать наваждение...

    Вообще спектакль полон живых и узнаваемых образов. Прекрасен однокурсник Антона Тихон (Павел Усачев) - типаж, который встречался в жизни, наверное, каждому. Описать его можно словосочетанием - "на своей волне". А тут он еще и время от времени превращается в Гоголя, которого постоянно что-то не устраивает. Неподражаема Клариса Витальевна (Марина Кондратьева), пытающаяся пробудить в просиживающих штаны студентах творческую искру и искренне переживающая за их неудачи.

    Ну и куда же без любви? Что-то странное творится с Таней - она вроде уже и не совсем лучший друг. В аудитории появляется и странная и романтичная Ксения (Глафира Лебедева), которая знакомит Антона с разной - и приветливой, и радостной - Москвой. Из дома непрерывно пишет Марта...

    - Я всегда подспудно мечтал учиться во ВГИКе, - рассказывает исполнитель главной роли Митя Федоров. - И эта атмосфера, этот вгиковский дух, как мне кажется, в спектакле очень хорошо передан и чувствуется. Он в чем-то роднит нашу работу с фильмами оттепели, которые я очень люблю. Это тоже чувственная и чистая история, которых сейчас очень мало. Ну и вдобавок очень приятно играть героя, в которого влюблены сразу несколько девушек!

    Поиск новой драматургии и новых имен серьезно занимает сейчас все театры

    Антон и Ксения будут разговаривать диалогами из "Безымянной звезды" Михаила Козакова, искать на небе Большую Медведицу. С советским кино спектакль роднит и музыка - здесь артисты много поют, причем на сцене вживую играет квартет, а все песни написаны на стихи автора пьесы Сергея Решетнева. И они тоже по-тихому радостны и просты, местами наивны, но от этого все отчетливее ощущается романтичная, полная надежд пора юности. Иногда, правда, хочется, чтобы артисты были чуть более спеты - но это, вероятно, дело времени.

    К слову, второй победитель конкурса - Александр Архипов и его "Полный круг". С этой пьесой в театре тоже уже начали работать. Постановку и сценическую версию создаст режиссер Павел Пархоменко. Премьера под названием "Москва. Полный круг" выйдет в апреле и расскажет о жизни людей, ежедневно совершающих долгий путь из дома на работу.

    Тем временем

    В эти дни Театр им. Моссовета гостит с гастролями, посвящёнными своему 100-летию, в Санкт-Петербурге. В честь юбилея московская труппа привезла свои недавние громкие премьеры - "Соло для часов с боем" Павла Пархоменко, "БЕСприданницу" в постановке художественного руководителя театра Евгения Марчелли и "Укрощение строптивой" Андрея Кончаловского. Все постановки, без преувеличения, звёздные. В "Соло для часов с боем" играют всеми любимые Ольга Остроумова, Евгений Стеблов и Анатолий Васильев, а в "Укрощении строптивой" главную роль исполняет Юлия Высоцкая. В "БЕСприданнице" - Елена Валюшкина.Все эти спектакли впервые вывезены на гастроли.

    Поделиться