13.02.2023 19:20
    Поделиться

    С апреля могут снизиться выплаты за поставки топлива на внутренний рынок

    С апреля могут измениться параметры выплат компенсаций из бюджета нефтяным компаниям за поставки топлива на внутренний рынок. Законопроект внесен в Госдуму.

    В теории изменения касаются формулы расчетов выплат по демпферу. На практике выплаты из бюджета компаниям уменьшатся. А это означает, что механизм сдерживания цен на бензин и дизельное топливо (ДТ) ослабнет и можно ожидать возобновления их подорожания сначала в опте, а потом и в рознице. Но обо всем по порядку.

    Демпфер выплачивался по итогам каждого месяца из бюджета нефтяным компаниям за оптовые поставки топлива на внутренний рынок, когда экспортная цена сильно превышает российскую; и компаниями в бюджет за поставки на внутренний рынок, когда это оказывается выгодней экспорта (такое было только в 2020 году, когда обвалились цены на мировую нефть).

    Дисконт на нашу нефть (скидка на наши сорта нефти по отношению к эталонным маркам нефти), образовавшийся после санкций против России, учитывался в расчете демпфера для бензина с сентября прошлого года. Он работает как понижающий коэффициент при расчете суммы выплат по демпферу. С начала января 2023 года он был ограничен 20 долларами за баррель. Планировалось, что такая формула сохранится до конца 2025 года. Для расчета демпфера на ДТ дисконт не учитывался.

    В новом законопроекте с апреля этого года для расчета бензинового демпфера будет учитываться скидка на нашу нефть в 25 долларов за баррель до конца 2025 года, а для ДТ - 10 долларов за баррель до конца 2023 года.

    Учет дисконта в расчетах демпфера снижает экспортную цену нашего топлива относительно российской цены, из-за чего объем выплат уменьшается. Для бензина размер дисконта с апреля увеличивается, а для ДТ начинает впервые учитываться. Но сейчас бюджет России дефицитный и расходы начинают урезать.

    Оптовые цены на дизельное топливо будут формироваться, ориентируясь только на внутренний рынок

    Здесь, впрочем, есть и другая сторона. После эмбарго ЕС на импорт наших нефтепродуктов с 5 февраля этого года говорить о поставках топлива в Европу (основной импортер российских нефтепродуктов) не приходится, поэтому и демпфер оказался привязан к абсолютно нерелевантным для нашего рынка экспортным ценам. Более того, до эмбарго бензина мы в Европу поставляли очень мало и выплаты по бензиновому демпферу во многом были способом поддержки нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). А вот для ДТ демпфер был абсолютно оправдан. Его в Европу отгружалось около 30% от объемов производства, и большую часть времени экспорт был выгодней нефтяным компаниям, нежели отгрузка на внутренний рынок.

    Как отмечает главный аналитик "Открытие Инвестиции" по нефтегазовому сектору Алексей Кокин, компенсации из бюджета только по дизелю после корректировки могут снизиться на 10 млрд рублей в месяц при сохранении январских цен.

    По мнению руководителя Центра развития энергетики (Центр РЭ) Кирилла Мельникова, изменение формулы расчета демпфера позволило бы бюджету сэкономить примерно 25 млрд рублей в январе. Размер экономии в будущем сильно зависит от динамики цены на нефть и курса рубля. При этом надо отметить, что корректировка формулы носит достаточно щадящий характер. Но она может привести к небольшому росту оптовых цен на бензин и дизтопливо с нынешних исторически низких значений.

    Понятно, что законопроект сильнее всего бьет по производителям ДТ. А поскольку их же, а также производителей мазута сильнее всего затрагивает эмбарго ЕС на импорт наших нефтепродуктов, то возникает риск сокращения выпуска ДТ в России.

    Сама по себе корректировка демпфера в нынешнем виде не должна привести к сокращению выпуска нефтепродуктов, в том числе дизтоплива, считает Мельников. Выпуск может сократиться по другим причинам - прежде всего потому, что экспорт нефти при определенных условиях может оказаться выгоднее в условиях ограничений добычи.

    Кокин отмечает, что при ежегодном выпуске дизеля в России 85 млн тонн и потреблении 40 млн тонн сокращение производства - не проблема для внутреннего рынка. А вот для стабильности цен важно, чтобы этот рынок оставался не менее привлекательным, чем реальная экспортная альтернатива, считает он.

    Но пока реальной экспортной альтернативы по ДТ у России нет. Часть объемов мы отправляем в Турцию, но это не компенсирует весь европейский рынок. Фактически сейчас цены на ДТ будут формироваться, ориентируясь только на внутренний рынок, где с марта для производителей условия ухудшатся. А это значит, какой-то рост цен должен произойти.

    Поделиться