Игорь Анатольевич, разве первая программа социальной газификации учла не всех нуждающихся? Почему появилось еще столько желающих, что у процесса газификации нет даже больше срока окончания?
Игорь Баранов: Программа решает проблему последней мили. Ведь населенные пункты меняются - где-то в состав муниципалитета входят СНТ, где-то добавляются новые дома или строятся целые улицы. Раньше было так: мы газифицируем поселок, а в нем, к примеру, три дома еще в стадии строительства. Они не могут подключиться, пока не закончится стройка и дома не поставят на учет. Это значит, что потом им придется в одиночку оплачивать прокладку трубы от ближайшего возможного участка газопровода, который может находиться на соседней улице. Раньше стоимость подключения сильно зависела от сложности работ и удаленности участка. Если труба проходила неподалеку от дома, это подключение к ней могло стоить несколько десятков тысяч рублей, а если нужно было прокладывать трубу под дорогой, то несколько сотен тысяч, а то и миллион рублей. Социальная газификация дает гарантию, что трубу бесплатно доведут до границ участка и владельцу останется оплатить лишь работы на его частной территории. Это сокращает стоимость газификации для потребителя в разы.
То есть основные затраты просто переложили на вас?
Игорь Баранов: Да, но мы получили не просто дополнительную финансовую нагрузку. Программа социальной газификации стартовала в середине 2021-го. И за последующие полтора года мы построили более 3 тысяч километров газопровода, обеспечив топливом порядка 2085 населенных пунктов, или 115 тысяч домовладений. Если бы ничего не поменялось на законодательном уровне, с этой задачей вряд ли бы удалось справиться. Но к тому времени, когда началась программа, были сняты почти все административные барьеры и на федеральном, и на региональном уровнях. Поменялось законодательство, упростились процедуры согласований. Был создан федеральный штаб социальной газификации под председательством зампреда правительства РФ Александра Новака, где как раз рассматривались и обсуждались все законодательные инициативы. Аналогичные штабы появились в регионах, в Подмосковье его возглавил губернатор Андрей Воробьев. И на каждом заседании штаба, которые проводились еженедельно, разбирались конкретные ситуации - прокладка газопровода в полосе отвода дорог, на пересечении с путями РЖД, на лесных участках или частных землях. И если раньше мы оставались с подобными проблемами один на один, то сейчас они достаточно быстро решаются в командной работе.
Но ведь трубу нельзя тянуть бесконечно, нужна инфраструктура. Вы же не посадили 3 тысячи дополнительных километров труб на существующие газораспределительные станции?
Игорь Баранов: Конечно нет. Вместе с коллегами из "Газпрома" за эти полтора года мы реконструировали 53 закрытые ГРС, пользоваться которыми раньше было технически невозможно. Где-то расширили диаметры труб, где-то увеличили мощность станций. Провели ревизию и наших сетей, которые соединяют населенные пункты. Сделали все, чтобы сети могли работать при увеличенной нагрузке - модернизировали старые газопроводные связки, построили новые. Словом, мощности для того, чтобы провести социальную газификацию, мы нашли. И поскольку программа стала бессрочной, пересмотрели подходы к дальнейшей работе. Ведем постоянный мониторинг загрузки станций и если видим, что она подходит к 90 процентам, вместе с "Газпромом" ищем решение по увеличению пропускной способности.
А частные газопроводы в социальной газификации участвуют?
Игорь Баранов: Мы включаем их в программу, потому что зачастую проложить параллельно еще один газопровод технически невозможно. Например, если действующий газопровод находится в охранной зоне.
Как вообще получается, что газопроводы оказываются в частных руках и охранных зонах?
Игорь Баранов: До 2013 года по закону построить газовую сеть и оформить ее в собственность могла любая организация, нужно было только согласовать с газовиками точку подключения. Получался такой частный газопровод, который был подключен к сети "Мособлгаза" или ранее построенной другой частной сети. Это было абсолютно законно. Теперь на законодательном уровне определено, что владельцы частных газопроводов не могут препятствовать подключению жителей. И если мы видим, что иного способа подключения, кроме частного газопровода, в рамках программы нет, обращаемся к частникам за согласием. Можем при этом даже провести за свой счет какие-то работы по модернизации сети. Большинство собственников откликаются на просьбы, более того, многие готовы передать газопроводы в собственность области, чтобы снять с себя затраты на их содержание. Трубу из земли все равно не выкопаешь и газ частник продолжит получать точно так же, но при этом у него перестает болеть голова о проверках и ремонтах сети. Бывают, правда, и случаи, когда собственники категорически отказываются задействовать свою инфраструктуру в государственных программах, тогда мы обращаемся в суд. И небезуспешно.
Практический вопрос: во сколько в среднем обходится потребителю подключение к газу по социальной программе?
Игорь Баранов: Зависит от того, как далеко от забора располагается дом и какое именно оборудование хочет приобрести человек. Но в среднем 85 процентов потребителей тратят на подключение от 75 до 150 тысяч рублей. При этом любой человек может оформить у нас беспроцентную рассрочку по выплатам на 6 месяцев и оплатить расходы удобными для него долями. И это, обращаю внимание, не льготники. Льготники вообще ничего не платят.
Кто входит в число льготников?
Игорь Баранов: Московская область - первый регион, на территории которого по поручению губернатора начали действовать льготы на социальную газификацию домовладений. Ими могут воспользоваться: малообеспеченные семьи с детьми, семьи, получающие пособие на ребенка, одиноко проживающие пенсионеры или семьи, состоящие из пенсионеров, ветераны, участники Великой Отечественной войны". Кроме того, в декабре Мособлдума приняла закон, по которому бесплатно газифицировать свои дома могут многодетные семьи и ветераны боевых действий. На сегодня уже более 1 тысячи жителей региона подали заявки на льготное подключение к газу по президентской программе "Социальная газификация".
В соцсетях утверждают, что и льготникам иногда приходится за что-то платить.
Игорь Баранов: Работы по прокладке сети внутри участка и подключению оборудования полностью оплачиваются за счет областного бюджета. На покупку оборудования - котла, бойлера, плиты - льготник получает компенсацию. В прошлом году размер этой компенсации в среднем составил 166 тысяч рублей. У нас есть готовые пакеты оборудования, рассчитанные на разный достаток семьи. Но не всех устраивает то, что имеется в пакетах. Кто-то хочет плиту другого бренда или котел с дополнительными функциями. Тогда да, все, что выходит за размер компенсации, потребитель оплачивает самостоятельно.
Давайте поговорим о безопасности. Сейчас много говорят о том, что любое жилье должно быть оборудовано системами газовой безопасности. Это в социальной газификации учтено?
Игорь Баранов: В любом пакете нашего оборудования эти системы есть. В самом дешевом - просто датчики, которые подают звуковой сигнал при утечке газа. В пакетах подороже предлагаем монтаж клапана, который может уже блокировать подачу газа. А еще у нас есть собственная разработка "Безопасный дом", когда газовое оборудование соединяется с модемом. И если датчики фиксируют утечку, он автоматически передает сигнал в аварийную газовую службу. И тогда не важно, дома хозяин или нет, аварийная бригада сможет оперативно среагировать и перекрыть газ. Кстати, хозяин оповещение на смартфон от "Безопасного дома" тоже получит. Планируем вывести систему на рынок в самое ближайшее время. Использовать ее можно будет как в многоквартирных домах, так и в частном секторе.
Как только программа соцгазификации стартовала, вы начали проводить встречи с жителями газифицируемых поселений. О чем обычно спрашивают люди, что их беспокоит?
Игорь Баранов: Сначала был просто ликбез - что за программа, кто имеет право, как и где заключить договор. Позже стали обсуждать конкретные проблемы, с которыми сталкиваются жители. Например, мы обратили внимание: работы на участке провели, монтаж внутри дома осуществили, а пустить газ не можем - дом не готов. Нет вентиляционных каналов, технически не соответствуют нашим требованиям дымоходы. Подготовка дома - серьезный вопрос, не самый дешевый, и немногие готовы сразу все перестроить. Тогда мы проработали ситуацию с областной властью. Регламентировали перечень работ, который должен быть произведен в процессе подготовки дома к пуску газа. Определили рекомендованную цену, чтобы строители не раскручивали граждан на дополнительные расходы. И дальше в муниципалитетах определили компании, которые специализируются на подобных работах, в каждом городе есть три-пять адресов. Сейчас видим, что наконец начали работать синхронно - проводим прокладку сети, житель в это время готовит дом. Вопросов, почему газ есть, но его подключить нельзя, теперь почти не возникает.
Игорь Анатольевич, а программу обычной газификации вы не забросили в пользу социальной?
Игорь Баранов: Больше скажу: в конце прошлого года мы вновь пересмотрели критерии, которые позволяют населенному пункту войти в программу обычной газификации. Число постоянно зарегистрированных жителей должно быть не меньше 30 человек. С этого года предельный лимит затрат на строительство сетей на 1 человека увеличен с 250 до 450 тысяч рублей. Это позволило дополнительно включить в программу 147 населенных пунктов Московской области.
Эта программа когда-нибудь будет исполнена и закрыта?
Игорь Баранов: Президент страны дал поручение до 2030 года газифицировать все населенные пункты, где есть техническая возможность. А там, где нет, предоставить людям другой источник дешевой энергии. В Подмосковье есть поселения, куда тянуть трубу не имеет смысла - на другом ее конце слишком мало потребителей, а расстояние до ближайшей газораспределительной станции - несколько десятков километров. Но это не значит, что жители таких поселений обречены вечно топить печь. Им будут предложены альтернативные варианты - льготный тариф на электроэнергию, например, или строительство хранилищ для сжиженного газа. Да уже и пеллеты для отопления такие есть, которые загружаются в котел один раз в неделю. Вот из этих альтернативных вариантов власти и будут выбирать, исполняя поручение президента.