Зритель знает и уже привык: сколько бы ни ставили Островского, он всегда будет созвучен сегодняшнему дню. Так получилось и в этот раз. Но вот чтобы каждый персонаж, независимо от его значимости в пьесе, был полноправным участником действия, такое бывает редко. Всех действующих лиц публика видит как бы крупным планом
Не случайно на роли "второго плана" режиссер выбрал исполнителей с ярким творческим почерком - лакея Карпа играет заслуженный артист РБ Григорий Николаев, а ключницу Улиту - Анна Бурмистрова.
Блистает в роли Раисы Павловны Гурмыжской народная артистка РБ Ирина Агашкова. Стареющая дама мечется между "казаться" и "быть" (казаться образцом добродетели для всей губернии и быть обычной женщиной, пытающейся насладиться "бабьим летом", пусть даже купив себе любовь). В конце концов выбирает последнее. Благодаря этому с ее избранником, недоучившимся гимназистом Алексеем Булановым в исполнении Антона Болдырева, происходят удивительные по скорости метаморфозы: из зажатого простачка он превращается в наглого, почуявшего власть господина.
Не сразу удалось узнать в купце Восьмибратове Олега Сальцина. Зрители даже с недоумением заглядывали в программку, желая убедиться, он ли это, таким непривычным, даже внешне, артист предстал в этой роли.
Действие двухактного спектакля, жанр которого можно назвать иронической трагикомедией, проходит на фоне декораций, символизирующих обломки былой роскоши. На переднем плане - могильная плита, на заднем - погост, а посредине - полуразрушенные колонны в греческом стиле (художник-постановщик - Владимир Мартиросов). Это имение "Пеньки", где жизнь течет размеренно и скучно. Разбавляют серые дни только визиты таких же богатых, как и Гурмыжская, соседей - Милонова и Бодаева (Александр Леушкин и заслуженный артист РБ Вячеслав Виноградов).
Атмосфера в доме Гурмыжской тягостная, что подчеркивается и приглушенным светом, и монохромом костюмов (художник по свету - Елена Прохорова, художник по костюмам - Яна Глушанок). И тревожной музыкой. Напряжение накапливается постепенно и разряжается, когда в лесную глушь судьба забрасывает двух актеров: комика Счастливцева (народный артист РБ Николай Рихтер) и трагика Несчастливцева (Александр Степанов), племянника Гурмыжской, не оправдавшего ее надежд. Их игра - спектакль в спектакле, за которым с упоением следит весь зал.
Тут и начинается комедия, граничащая с фарсом, которая заканчивается вполне ожидаемо - после обличительного монолога Несчастливцева все присутствующие делятся на два неравных лагеря. Причем "раскол в обществе" происходит наглядно. Актеры вдвоем удаляются в неведомую даль, а все остальные выстраиваются на лестнице. Они снова вместе. С ними остаются и молодые влюбленные Петр (Иван Овчинников) и Аксинья (Дарья Филиппова), судьба которых могла развиваться по совсем другой траектории.
Примечательно, что делить персонажей на отрицательных и положительных совершенно невозможно.
- Человек у Островского объемен, полифоничен, - объясняет этот феномен режиссер-постановщик Николай Дручек. - Важно разгадывать то, что предлагает Александр Николаевич - не упрощать его, не пытаться подстроить его тексты под себя, а следовать его букве. Поскольку мы ставим Островского, который любил своих героев - грешивших, совершающих вольные или невольные ошибки, мы тоже должны научиться принимать чужие слабости, понимать, жалеть, сочувствовать ближнему.
Еще один акцент, который сделан в постановке, - это жажда жизни, по мнению режиссера, дар, данный нам свыше. В любых обстоятельствах жить надо хотеть.
И каждый в этой истории хочет жить, но не может выбраться из своей колеи, из дремучего леса желаний, сомнений и ошибок. Поэтому после всплеска эмоций все возвращается на круги своя.