13.02.2023 14:58
    Поделиться

    Российский онлайн-ритейл прирастает девушками

    Согласно данным исследования “Развитие онлайн-торговли в России. 2022”, проведенного маркетплейсом Яндекс Маркет и аналитической компанией GfK, количество онлайн-покупателей в 2022 году выросло на 6% и достигло 58% среди всех жителей России в возрасте 16-55 лет. Драйвером роста интернет-ритейла стала “девушка со смартфоном, покупающая в мобильном приложении еду, одежду, обувь и предметы гигиены”.
    Российский онлайн-ритейл прирастает девушками
    Российский онлайн-ритейл прирастает девушками / iStock

    Несмотря на прекращение работы в России многих зарубежных торговых площадок и интернет-магазинов, количество российских онлайн-покупателей в 2022 году выросло на 6%. Такие темпы роста оказались неожиданно выше, чем в самые благоприятные для интернет-торговли пандемийные годы. Тогда количество клиентов российского e-commerce за 2 года увеличилось на 10%.

    Больше всего, на 8%, выросла доля женщин, совершающих покупки в интернете. Она достигала 65%. Проникновение среди мужской аудитории заметно ниже, всего 51%. Также, очень сильно, на целых 15% увеличилась доля молодых (16-24 года) онлайн-покупателей. Так в прошлом году почти 70% молодежи хотя бы два раза в год делали покупки в интернете.

    Самыми популярными товарами среди российских покупателей, стали обувь и одежда (65.3%), средства гигиены (64,3%), продукты (55,4%), бытовая химия и товары для дома (55,2%). При этом, по сравнению с 2021 годом россияне стали меньше покупать мобильные телефоны, компьютерную и бытовую технику.

    Стоит также отметить, что продолжает терять свою популярность курьерская доставка. С 2016 года доля доставки такого типа упала с 30 до 13%, а самым популярным, с огромным отрывом, становится самовывоз из магазинов и пунктов выдачи товара. Им в 2022 году воспользовались три четверти всех покупателей. Продолжает расти разрыв между количеством покупок совершаемых с помощью компьютеров и мобильных устройств. Доля заказов, оформленных со смартфонов, впервые обошла долю покупок с десктопов в 2021 году (59% vs 36%), а в 2022 году, со смартфонов было совершено в 2 раза больше покупок, чем с ПК – 64% против 31%.

    Таким образом, главным российским покупателем в интернете в 2022 году стала “девушка со смартфоном, покупающая товары повседневного спроса и забирающая их в пункте выдачи шаговой доступности”.

    По данным ТАСС к концу 2022 года крупнейшие маркетплейсы России Wildberries, Яндекс Маркет и Ozon увеличили за год число пунктов выдачи заказов (ПВЗ) на 67, 40 и 23% соответственно. Исходя из складывающихся потребительских паттернов можно сказать, что ПВЗ превращаются в магазины шаговой доступности с ассортиментом огромных торговых центров.

    Очевидными критериями при выборе товара в интернете являются цена и уровень сервиса. Однако условиях высокой конкуренции, похожего ассортимента и, соответственно, небольшого разброса цен, в 2022 году мотивация совершения интернет-покупок меняется. Так, впервые за 5 лет, российские покупатели стали меньше искать “самые выгодные предложения”, а больше всего с 25, до 29% в качестве основного мотива, выросла “возможность быстро купить” .

    По мнению президента АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли) Артема Соколова возможность сравнения в моменте цен на разных площадках — один из факторов, привлекающих покупателей в онлайн, однако стоимость не всегда определяет выбор покупки на какой-либо конкретной площадке.

    “Клиент сегодня хочет не просто получить товар, а получить его к определенному времени или даже в определенный временной интервал: скорость доставки нередко становится главным критерием выбора. На него также влияют другие опции: покупатели учитывают условия возврата, возможность примерки, количество дней на принятие решения о покупке, скорость ответа на запросы и, наконец, сам интерфейс площадки — насколько быстро там можно найти необходимый товар, насколько точны рекомендательные механизмы именно для него, как клиента, – говорит Соколов.

    Согласно данным исследования Яндекс Маркета и GfK 77% покупок с мобильного телефона были сделаны в приложении и лишь около 20% на сайте интернет-магазина.

    Гендиректор аналитического агентства «ТМТ Консалтинг» Константин Анкилов считает, что в текущих рыночных условиях, дополнительное преимущество получают крупные интернет-магазины и маркетплейсы. “На смартфонах значительная часть покупок совершается через приложения. Очевидно, что пользователи не будут устанавливать приложения всех возможных магазинов, а ограничатся несколькими . Соответственно, для остальных возможность выйти на покупателя все больше будет сводиться к попаданию в маркетплейс”.

    Владелец небольшого интернет-магазина по продаже мобильных аксессуаров подтвердил “Российской газете” это мнение: “Если тебя нет в мобильном приложении большой торговой площадки, то тебя нет на рынке”.

    Философия “Mobile first” уже стала доминирующим фактором в онлайн-ритейле и ресурсы глобальных и российских компаний направлены на создание мобильных приложений, позволяющих выбрать, оплатить и получить товар быстрее, проще и удобнее, чем конкурентов. Это сложные и дорогие в разработке и эксплуатации программные продукты, создание которых может позволить себе лишь крупный бизнес.

    По мнению экспертов рынка, одно из самых перспективных направлений развития мобильных приложений для маркетплейсов – это голосовые ассистенты базирующиеся на искусственном интеллекте и способные не просто рекомендовать тот или иной товар, но помогающие совершить покупку с минимальным количеством кликов. При этом обучение нейросетей, на основе которых работают такие ассистенты, тоже дорогой и сложный процесс, недоступный малому и среднему бизнесу.

    Поделиться