Сколько олимпийских чемпионов воспитала знаменитая Татьяна Тарасова

Сегодня замечательный тренер по фигурному катанию Татьяна Анатольевна Тарасова отмечает 76-й день рождения.
Сергей Гунеев / РИА Новости

Татьяна Анатольевна - дочь известного советского хоккеиста и тренера Анатолия Тарасова и сама стала выдающимся специалистом, всю свою жизнь посвятила спорту и воспитанию чемпионов.

Конечно, начинала Татьяна Тарасова как спортсменка, в парном катании. Вместе с Георгием Проскуриным была призером чемпионатов СССР, выиграла Всемирную Универсиаду в 1966 году, но вскоре после этого была вынуждена завершить спортивную карьеру из-за травмы плеча.

Больших успехов на льду Татьяна Анатольевна не добилась, но благодаря своему характеру, целеустремленности, тренерскому чутью и таланту постановщика подарила миру стольких прекрасных и любимых всеми фигуристов. Тренерских золотых медалей с чемпионатов мира и Европы у нее очень много - больше 40. Кроме того, ее ученики выиграли семь золотых олимпийских медалей в трех дисциплинах из четырех возможных: это Ирина Роднина и Александр Зайцев (парное катание - 1976 и 1980 годы), Наталья Бестемьянова и Андрей Букин (танцы на льду - 1988 год), Марина Климова и Сергей Пономаренко (танцы на льду - 1992 год), Илья Кулик (мужское одиночное катание - 1998 год), Оксана Грищук и Евгений Платов (танцы на льду- 1998 год) и Алексей Ягудин (мужское одиночное катание - 2002 год).

В 2008 году Татьяна Тарасова была введена в Зал славы мирового фигурного катания.

Смотрим и наслаждаемся программами олимпийских чемпионов разных лет, которых на пьедестал привела Татьяна Анатольевна Тарасова.

1. Ирина Роднина-Александр Зайцев и слезы радости

Свое первое тренерское олимпийское золото Татьяна Тарасова выиграла с парой Ирина Роднина-Александр Зайцев на Играх-1976 в Инсбруке. Но более сложным во всех отношениях была победа через четыре года.

На Играх 1980 года Роднина и Зайцев, которые были парой и в жизни, выступали после перерыва, связанного с рождением сына. Тогда никто не верил, что в 30 лет Роднина сможет вернуться на высший уровень и выиграть Олимпиаду. Но в это верила Татьяна Тарасова. Как дочь великого хоккейного тренера Анатолия Тарасова, она привыкла ставить перед собой и своими спортсменами сверхзадачи и достигать цели.

В Лейк-Плэсиде Роднина и Зайцев сразу задали тон своему олимпийскому выступлению в динамичной короткой программе "Полет шмеля" на музыку Римского-Корсакова, но в современной обработке. Абсолютно чисто были сделаны все семь обязательных элементов, но особые овации сорвал тодес - амплитудный, с хорошим натяжением, в низкой позиции. Все судьи, кроме американского (в США тогда делали все, чтобы не отдать золото фигуристам из СССР), поставили нашу пару на первое место, выставив оценки 5,8-5,9.

Произвольная программа с самыми сложными на тот элементами также была исполнена безукоризненно. Ирина Роднина одержала историческую третью победу на Олимпиаде (одну в паре с Алексеем Улановым, две - с Александром Зайцевым). И знаменитые трогательные кадры, когда фигуристка не смогла сдержать слез, были сделаны на церемонии награждения в Лейк-Плэсиде.

- Ирина заплакала. Плакала и я, понимая, что прощаюсь с ними, - написала Тарасова в книге "Четыре времени года". - В свое время они, знаменитые чемпионы, пришли, доверились малоизвестному тренеру. Шесть лет я работала с ними и теперь прощаюсь, но с легким чувством, понимая, что я сделала все, что могла. Я помогла сберечь эту пару, сохранить ее для спорта, возможно, продлила их спортивную жизнь. Нет, я их не подвела.

2. Наталья Бестемьянова - Андрей Букин и работа в удовольствие

Наталья Бестемьянова - Андрей Букин были любимой парой Тарасовой. "Наташа с Андрюшей - моя душа, - рассказывала Тарасова в своей автобиографии. - Они для меня не просто пара, не просто талантливые люди. Я именно так чувствовала фигурное катание, как они катались. Мы были абсолютно счастливы втроем".

С первой попытки взять олимпийское золото не получилось. На Играх-1984 в Сараево наши фигуристы проиграли британцам Джейн Торвилл и Кристоферу Дину, которые были безоговорочными фаворитами. На Олимпиаде-1988 в Калгари в этом статусе уже выступали Бестемьянова - Букин. Их яркая произвольная программа "Половецкие пляски" - такая же визитная карточка дуэта, как и легендарная "Кармен", с которой они взяли золото на чемпионатах мира и Европы 1985 года.

Но вот, что удивительно: на церемонии награждения у олимпийских чемпионов не было ни слез, ни улыбок. Как позже признавалась Бестемьянова, эмоций совсем не осталось.

3. Марина Климова - Сергей Понаморенко и авангард в танцах

Марина Климова-Сергей Понаморенко долго соперничали с дуэтом Тарасовой Натальей Бестемьяновой - Андреем Букиным. Когда те завершили карьеру после победы на ОИ-1998, появились новые конкуренты, французы Изабель и Поль Дюшене. Наша пара даже проиграла им предолимпийский чемпионат мира 1991 года в Мюнхене. Так что перед домашними для французских танцоров Играми-92 в Альбервилле Климова и Понаморенко перешли в группу к Татьяне Анатольевне. Она помогла им кардинально изменить стиль - с чисто классического на оригинальный, авангардный, чтобы не уступать в этом отношении Дюшене, которые славились инновационным подходом к танцам на льду. А вкупе с безупречной техникой новый образ Климовой и Понаморенко сразу стал более выигрышным. Произвольный танец на музыку Баха с необычной хореографией и костюмами, новыми танцевальными мотивами и оставшимися неизменными мастерством и легкостью скольжения принесли Климовой и Понаморенко долгожданное олимпийское золото.

4. Илья Кулик и первое "золото" для одиночника

Илья Кулик стал первым одиночником в тренерской карьере Тарасовой, которая прежде работала только со спортивными парами и танцевальными дуэтами. Путь к Олимпиаде в Нагано-1998 не был простым, в том числе из-за травм спортсмена, но все усилия окупились и амбиции обоих были удовлетворены.

Произвольная программа на музыку "Рапсодии в стиле блюз" Джорджа Гершвина и, конечно, рубашка с жирафовым принтом - были вне конкуренции по презентации. Кроме того, Кулик единственный из всех участников абсолютно чисто выполнил все прыжковые элементы, в том числе единственный из лидеров четверной прыжок - тулуп.

5. Оксана Грищук - Евгений Платов и посвящение всем спортсменам

Произвольная программа танцевального дуэта Оксана Грищук - Евгений Платов "Мемориал" на музыку британского композитора Майкла Наймана произвела сильнейшее впечатление на Олимпиаде 1998 года в Нагано. Татьяна Тарасова задумала ее как посвящение всем спортсменам, которые прошли через Олимпийские игры.

- "Набат" был написан как посвящение футбольному матчу, во время которого рухнула трибуна стадиона, унося за собой множество жертв. А я захотела сделать посвящение всем тем, кто выходил на лед до нас и с нами, всем тем, кто ушел от нас, прожив длинную или короткую жизнь, всем, кто получил на льду травмы, всем, кто оставлял на льду свое здоровье и силы, - написала Татьяна Анатольева в своей книге "Красавице и Чудовище".- Впрочем, нет, не только фигурному катанию он станет посвящением. Посвящением вообще безумному спорту, где многие остаются живы, но кто-то умирает и сотни превращаются в инвалидов.

6. Алексей Ягудин и шедевральная "Зима"

На победной для себя Олимпиаде-2002 в Солт-Лейк-Сити Алексей Ягудин представил две постановки, которые стали классикой мужского одиночного катания - это короткая программа "Зима" и произвольная "Человек в железной маске".

И хотя второе выступление в тот момент произвело большее впечатление на судей - и в плане техники (Ягудин исполнил два четверных прыжка, что по меркам того времени было просто революционно), и в плане артистизма (четыре оценки "6.0"), настоящим шедевром считают именно "Зиму". Программу поставили Татьяна Анатольевна и хореограф ее группы Николай Морозов на композицию под названием Wintersun от австралийско-британского квартета Bond.

Почему эта программа осталась в памяти каждого болельщика? Потому что на льду все увидели потрясающее сочетание музыки, хореографии, образа и мастерства спортсмена.. Так что самый частый комментарий после просмотра проката Ягудина: "Это не спорт, это искусство".