"Мы будем проводить обзор денежно-кредитной политики и будем рассматривать вопросы целей, но речь не идет о повышении цели, скорее, речь идет о возможном понижении таргета по инфляции", - ответила Набиуллина на вопрос "РГ" на пресс-конференции. Она отметила, что ЦБ считает игры с изменением таргета очень опасными, добавив, что это "как сдвижка ворот во время игры". "Цель по инфляции на данный момент остается неизменной - 4%", - пояснила она.
ЦБ перешел к режиму таргетирования инфляции в начале 2015 года, напомнил начальник аналитического управления Банка БКФ Максим Осадчий. Для сравнения, ФРС США установила цель по инфляции 2% в 2012 году. В декабре глава ФРС Джером Пауэлл столь же категорично отказался рассматривать возможность повышения цели по инфляции. Главный экономист "Эксперт РА" Антон Табах отметил, что в 2020 году эта тема обсуждалась вполне серьезно на фоне резкого спада инфляции.
"Сейчас обсуждение изменения таргета носит скорее теоретический характер, в рамках пересмотра ДКП происходящего раз в пять лет", - считает аналитик. По его словам, дискуссия об адекватном целевом уровне инфляции идет давно и единого подхода нет. "Снижение целевого уровня, например до китайских 3%, потребует более высоких процентных ставок и, при прочих равных, более сильного давления на экономический рост", - полагает Табах. Сейчас, например, Казахстан снижает целевой уровень - с 4-6% до 2021 года к 3-4% в 2025 году, но цена этого решения может быть достаточно высокой, отметил он.
Доцент кафедры финансов устойчивого развития РЭУ им. Г. В. Плеханова Татьяна Бондаренко поясняет, что, прежде всего, изменения таргета по инфляции ведут к перерасчету доходностей по сделкам, в краткосрочной перспективе это ведет к разрыву по ликвидности, в долгосрочной - к снижению денежной массы. "Именно так на рынке выражается недоверие к действиям регулятора: изменение планового таргета говорит о том, что ЦБ не достигает поставленных целей денежно-кредитной политики", - сказала она.
С ней согласен Игорь Сафонов, эксперт Института "Центр развития" НИУ ВШЭ. При реализации политики инфляционного таргетирования ключевым является доверие экономических агентов - домохозяйств, компаний и инвесторов - к действиям регулятора и его способности обеспечить целевой уровень инфляции. При наличии доверия достижение цели по инфляции происходит с меньшими издержками (в частности, требуется меньшее изменение процентных ставок), поскольку экономические агенты подстраивают свое поведение в соответствии с сигналами регулятора и экономической, а также ценовой ситуацией. "Частое или резкое изменение таргета в любую из сторон может привести к сомнениям в возможности достижения цели, что снизит доверие общества к ЦБ, в результате чего достижение таргета по инфляции будет сопряжено с более высокими издержками, выражающимися в большем изменении процентных ставок в экономике", - уверен Сафонов.
По мнению Табаха, повышение таргета - к чему призывают многие - снизит доверие к тому, что ЦБ будет жестко держать инфляцию у цели. "Наиболее распространенное мнение, что для инфляционного таргета самое главное его стабильность и неизменность (как в свое время у золотого стандарта) - именно поэтому любые изменения должны быть очень редкими и хорошо мотивированными", - считает эксперт.
При инфляционном таргетировании регулятором устанавливается конкретная цель или допустимый диапазон инфляции. Меры применяются при отклонении от этого уровня. Конечная цель инфляционного таргетирования - ценовая стабильность. Основные инструменты - ключевая ставка и коммуникация.