Кто будет пилотировать западные самолеты на Украине

Алексей Леонков, военный эксперт, редактор журнала "Арсенал Отечества":

- Запад пока отказывается отправлять свои самолеты на Украину не из-за страха эскалации конфликта. То, что они постоянно повышают ставки в этом противостоянии, видно даже простому обывателю. Истребители там пока не появились по нескольким причинам.

Одна из них в том, что наша противовоздушная оборона в зоне специальной военной операции эшелонированная. При таком мощном скоплении систем и комплексов ПВО любой самолет заранее обречен на уничтожение. Он будет сбит, как только войдет в зону поражения. В том числе чтобы сломать эту систему, натовские стратеги поставляют свои дальнобойные средства поражения типа реактивных снарядов к системам "Хаймарс". Последние заявления о том, что на Украине появятся гибридные снаряды, способные пролететь 150 километров, - звено той же цепи. Считаю, что в первую очередь эти ракетобомбы будут охотиться за нашими средствами ПВО. Пока эти снаряды еще не производятся в должных количествах, но когда это произойдет, НАТО попытается активно подавлять наши системы ПВО, пытаться открыть для своих самолетов небо.

Убежден, что за штурвалами западных самолетов будут сидеть не украинские летчики. Если они массово начнут погибать, то очень сложно будет объяснить родственникам, да вообще западному обывателю, что их парни делали на Украине. Да и потом, во всем мире известно, что военный летчик - это товар штучный, элитный. Он, во-первых, должен обладать идеальным здоровьем, во-вторых, на его подготовку тратятся большие деньги, а в третьих - у него должен быть налет в несколько тысяч часов. Если все это суммировать, то складываются многие годы и большие деньги. В летчиков-камикадзе на Украине Запад играть точно не будет. Даже если это будут украинские летчики, которых, как известно, не жалко, то самолеты все-таки очень дорогие и сложные в производстве. Это авиационные комплексы. Их не наклепаешь сотнями за год.

Судя потому, что верещат украинские официальные лица, первые самолеты, которые появятся на Украине, будут многоцелевые истребители четвертого поколения "Еврофайтер Тайфун". Это неплохой самолет четвертого поколения, обладающий высокими показателями маневренности. Благодаря постоянным модификациям истребитель способен оставаться актуальным еще несколько десятков лет. Но, скорее всего, Киев получит не боевые "Тайфуны", а учебные, которые используются исключительно для тренировочных целей. Просто потому, что британцы и сами испытывают огромные проблемы с авиацией. Ну нет у них сейчас запасных самолетов, которые не жалко отдать. От старых "Тайфунов" они, конечно, могут начать избавляться. Но сроки поставок этих истребителей могут растянуться на месяцы.

Предполагается, что украинские пилоты начнут проходить тренировки на этих самолетах. Но в реальности на подготовку экипажа этого самолета уходит от двух до трех лет. При этом пилотов берут не с нулевыми знаниями, а уже способных управлять другими типами летательных аппаратов. Где Киев возьмет хотя бы сотню пилотов для переобучения на "Тайфунах" - большой вопрос. Поэтому экипажи там будут именно западные. Может, и не британцы будут там сидеть, а летчики из других стран. Которых не так жалко. Кроме того, западная авиация - это не только про самолеты. Здесь еще должна быть соответствующая инфраструктура. Нужны подходящие аэродромы, а также соответствующий технический персонал, чтобы обслуживать технику. Получится ли быстро обучить украинских техников на обслуживание западных самолетов? Не думаю. Поэтому посылать придется своих техников. А после ракетных ударов нашей армии по таким аэродромам жертв среди такого персонала будет много. Ведь однозначно понятно, что такие объекты станут для нас приоритетной целью.

Повторюсь, даже переподготовка пилота на другой тип самолета занимает несколько лет. Ведь одно дело просто научиться летать, а другое - чтобы ты успешно воевал на новой технике. В нашей авиации человек, который приходит с училища и садится на самолет, становится специалистом третьего класса, затем, после соответствующих налетов, получает второй, а потом и первый класс. Далее идет летчик-снайпер. Так вот, для того чтобы в специальной военной операции летчик мог нормально выполнять боевые задачи, он должен иметь как минимум первый класс. Где сейчас на Украине найдут таких пилотов? Даже если там остались пилоты, которые имеют большой налет, они не смогут за несколько месяцев пересесть с условного Су-27 на "Тайфун Еврофайтер". Там все совсем по-другому. . В военной авиации все самое интересное начинается после взлета. Низковысотные полеты, полеты в плохих метеоусловиях, ночные вылеты, это все должно быть на автомате. Плюс к этому умение вести воздушный бой, уходить от ракет, заходить на цель под разными углами. Есть ли у украинских летчиков время на эту подготовку? Не думаю. Поэтому если Запад все же решится поставлять свою авиацию на Украину, то пилоты там должны будут сидеть опытные, то есть свои же, а не украинские. Думаю, все это прекрасно понимают.

Подготовил Александр Степанов