Центр Москвы, Патриаршие. Здесь не принято разговаривать с незнакомцами, но без коммуникабельности в нашем сомельином деле - никуда. Правда, на первых порах все происходит дистанционно. Купить билет на мастер-класс нужно в интернете, за 3 тысячи получите купон на вводный курс. А уж если хотите углубляться в тонкости и деликатности Прованса, Шампани, Крыма - тут уж ценник начинается от 11 тысяч.
Но имеет ли смысл лезть в такие дебри, не имея понятия о базе? Если я когда-нибудь посещу психотерапевта, он расскажет, за счет каких фрустраций и незакрытых гештальтов у меня возникла опаска перед вином. Сколько бы его я ни пил, на следующее утро обязательно болит голова. Друзья уверены: просто я что-то не то покупаю. А уж они-то в вине - профи, и сорт знают, и дату производства, и чуть ль не характеристики лозы. Так что мотивация для винного просвещения зашкаливает.
Сама школа сомелье находится в уютном ресторанчике или, как сейчас говорят, в лофте. Вместе сдвинуто несколько столиков, чинно расставлены винные фужеры, словно все готовится к грандиозному свадебному застолью. На стене - экран, который поначалу не бросается в глаза. Только к чему бы небольшие ведерки на столе?
Наш сомелье-педагог Евгений наметанным глазом оценил количество и "качество" студентов. Нас - человек 12, в основном - около 30 лет, но есть и трое пенсионеров. И вот уже раскрывается тайна настенного экрана - на нем будет презентация.
Как ни странно, пить сразу мы не начали. Некоторые даже достали блокнотики и начали записывать за лектором. Хотя вино и не мой конек, от академической части, предшествующей питию, я несколько приуныл.
"Не каждый винный напиток является вином! - вещал Евгений. - Настоящее вино делается только из винограда, всякие плодово-ягодные эксперименты - это нечто другое". За это, как говорится, не грех и выпить. Но тут выясняется, что само питие - отнюдь не основной функционал сомелье. Вначале мы наливаем благородного вина - граммов 80 - в фужер. И оцениваем цвет. Вообще, у дегустаторов вина словарь будет покруче, чем у Уильяма Шекспира. Как найти столько синонимов к прозрачности и мутности? Да и как ее объективно оценить?
Для этого, как выяснилось, и лежат на столе салфетки. Вино рассматриваем, прислонив к нему белую бумагу. Именно на белом фоне цвет начинает "играть". Например, у рислинга он светло-золотистый, при этом вино абсолютно прозрачно.
"Обязательно посмотрите на ножки!" - приглашает сомелье. Но не на ножки рюмок и присутствующих дам. Ножками, как выяснилось, называют следы на бокале после взбалтывания вина. Капли словно замирают на стенках, они сколь маслянисты, столь и завораживающи. Вот это и есть главный показатель насыщенности вина.
Как оказалось, самое сложное - это пробовать вино. Первый нос! Запомните это выражение: именно так называется процесс "нюхания". Потом должен быть еще и второй, но на этой стадии мои рецепторы окончательно уехали в отпуск. Там, где надо было чувствовать нотки желтого яблока, я ощутил лайм. А цветочные оттенки принял чуть ли не за кокос. Но это, упокоил Евгений, нормально для новичков.
Ведерки на столах - чтобы деликатно сплевывать вино после дегустации первого глотка. Лучше всего, если вкус как бы продолжает аромат. Так что если унюхал кокос и почувствовал его на языке - это хорошо. А вот если после кокоса всплыла мелисса (или вовсе бромгексин, как у одного из напробовавшихся гостей) - кислое дело.
А еще по вкусовым особенностям и в особенности по цвету можно понять, молодое вино или хорошенько настоялось в погребах. Кажется невероятным, но сомелье действительно может определить, из какого региона к нам приехало вино. У каждого региона - свои нотки и послевкусие. Например, домашнее вино в нашей семье (единственное, что я определю безошибочно) отдает медом волжских пчел и специально нескошенными одуванчиками.
На протяжении всей дегустации я честно пробовал различить тот самый дополнительный запах, по которому можно определить вид вина. Но вот второй бокал (после рислинга) вообще не запомнился. Зато на третьем удалось определить своего фаворита - это вино из сорта винограда "мерло". Правда, на нем произошел конфуз. То, что сомелье принимают за вкус зеленого перца, я принял по аромату за рукколу. Но, впрочем, говорит учитель, это не страшно: у каждого сомелье могут быть свои вкусовые ассоциации.
Потихоньку подошла веселость - верный признак того, что на следующее утро заболит голова. А ведь в нее надо было вместить и еще хоть какие-то знания! Например, о том, что большинство "Хванчкары" в наших магазинах - вовсе не "Хванчкара". То есть сохранилась только марка, а на самом деле производится оно вовсе не из того винограда, что произрастает в окрестностях одноименного села. Потому те, кто пил ее в советское время, могут огорчиться, ощутив новый, но отнюдь не аутентичный вкус...
Признаюсь, что после употребления вина не всегда запоминаю детали той иной беседы, за которой оно употреблялось. Однако из дебюта в роли сомелье кое-какие знания, хотя и отрывочные, вынес. Так, я занес в блокнот некоторые надписи, на которые надо обращать внимание на этикетке. Например, reserva - значит, вино выдержано в дубовой бочке. Или Vielles Vignes - зрелое, хорошо настоявшееся вино. Обычно после винных испытаний организма я обязательно принимаю перед сном пенталгин с обязательным добавлением пары глотков молока с ноткой трав деревни Простоквашино. Но в этот раз обошелся без профилактики и, к своему удивлению, на следующий день обнаружил себя здоровым. Но - с недоумением.
При всем своем легендарном флере вино для меня так и осталось довольно странным напитком. Он - определенно один из самых дорогих, которые я видел. Возможно, в этом отчасти и кроется секрет больной головы. До этих курсов я в жизни никогда не тратил на вино больше 500 рублей. Вино, если оно не домашнее, в современной аранжировке - это все-таки что-то для невероятных фанатов и снобских интеллигентов. Поэтому в ответ на предложение сходить на продвинутые курсы уже за 11 тысяч я ответил вежливой, хотя и несколько кривоватой улыбкой. Как говорил герой "Бриллиантовой руки": хорошо бы... пива.
Кстати
Заменит ли электронный сомелье человека?
В мире постепенно появляются разработки, призванные заменить живых сомелье. Например, в одной из российских сетей гипермаркетов появился прибор, помогающий выбрать вино по вкусам потребителей. Но он ориентируется только на этикетки. А в Испании создан настоящий робот, который способен распознать множество сортов сухого вина. И при этом оставаться абсолютно трезвым.