В среднем на одного жителя РФ приходится два-три букета в год. Основной спрос формируют крупные города. В Москве цветы покупают вдвое чаще, чем в среднем по стране. Вместе с агломерацией столица занимает около 35 процентов рынка.
Спрос на срезанные цветы в России имеет ярко выраженную сезонность. Первый пик – 14 февраля (розы) и 8 марта (тюльпаны), второй – май-июнь (гвоздики), третий связан с 1 сентября. Повышается активность покупателей и в начале октября, ко Дню учителя. Осенью востребованы розы и хризантемы.
Более 90 процентов рынка в России занимают пять основных видов цветов. Почти половину продаж дают розы. В топе также хризантемы (15 процентов), гвоздики (11 процентов) и герберы (до восьми). Примерно десятую часть продаж дают тюльпаны. Их звездный час короток, но за первую неделю весны россияне покупают более 150 миллионов штук.
Емкость российского рынка, по прогнозам экспертов, к концу года составит два миллиарда штук – или 200 с лишним миллиардов рублей. Традиционно на долю импорта приходилось около 80 процентов. До введения прошлогодних санкций две трети его обеспечивали поставки из Нидерландов и Эквадора (их доли были примерно равны), по 8–9 процентов давали Белоруссия и Кения, еще шесть-семь – Колумбия. В 2023 году акцент переместится на страны Южной Америки и Азии. Вырастут объемы закупок цветов в Турции, Белоруссии, Армении и Китае.
Хороший шанс получат и отечественные производители. В 2022-м валовый сбор срезанных цветов в России уже вырос на 18 процентов – до 400 миллионов штук. В 2023-м показатель может достичь 500 миллионов. Основные инвестиции связаны с цветами из топ-5. Так, самый быстрорастущий сегмент – выгонка тюльпанов. В 2018–2022 годах объем их поставок от местных цветоводов серьезно вырос благодаря запуску теплиц в Подмосковье.
Суммарная площадь комплексов по выращиванию цветов под срез в России составляет 200 гектаров. Более 60 процентов валового сбора обеспечивают в Центральном и Приволжском федеральных округах. По ЦФО лидируют Московская, Калужская и Белгородская области, в ПФО – Мордовия и Удмуртия. На Северо-Западе центром производства свежесрезанных цветов является Ленинградская область, на Юге – Краснодарский край.
– Собственное производство цветов будет развиваться за счет ввода новых комплексов и выхода на полную мощность инвестпроектов, запущенных в последние годы. Развитию сегмента будут способствовать активное государственное регулирование отрасли, ориентированное на импортозамещение, программы льготного кредитования, а также цифровизация и автоматизация предприятий АПК. По нашим прогнозам, в среднесрочной перспективе увеличение мощностей закрытого грунта под выращивание цветов под срез в полтора-два раза позволит нарастить долю российской продукции на рынке до 50 процентов, – отметила руководитель направления Центра макроэкономического и регионального анализа и прогнозирования Россельхозбанка Наталья Худякова.