Напомним, что заменить все лифты, отслужившие более 25 лет, необходимо к 15 февраля 2025 года. Таковы обязательства, которые Россия взяла на себя в рамках Таможенного союза. В целом по стране, по данным Национального лифтового союза, замене подлежит свыше 93 тысяч подъемников. В региональных краткосрочных планах капремонта стоит 45 тысяч.
- По данным Фонда развития территорий, в прошлом году в 77 регионах было законтрактовано более 14 тысяч лифтов (на 20 процентов меньше по сравнению с 2021-м) на сумму 45 миллиардов рублей. Мы надеемся, что в 2023-м будет заменено не менее 12 тысяч, - сообщил секретарь комиссии по лифтам общественного совета при Минстрое РФ Петр Харламов.
В Воронежской области в середине прошлого года насчитывалось около трех тысяч лифтов с истекшим или истекающим сроком годности: 2100 - в домах, которые копят средства в общем котле, и примерно 700 - в домах со спецсчетами. При средней по стране стоимости работ в 3,5 миллиона рублей за один подъемник (сюда входят демонтаж старого, покупка и установка нового) получалось, что только Фонд капремонта должен затратить свыше 7,3 миллиарда. В 2022 году он обеспечил замену 206 лифтов за 488,8 миллиона рублей. Было очевидно, что такими темпами в срок уложиться не удастся.
Сейчас в краткосрочном плане капремонта многоэтажек в Воронежской области на 2023-2025 годы означено 1162 лифта в 329 домах, суммарные расходы - свыше четырех миллиардов рублей. В прошлом году заменили 205 подъемников.
На федеральном уровне регионам предлагали ускорить процесс, используя механизм факторинга. В частности, могилевский завод готов был за один-два года заменить в Воронежской области все предаварийные лифты и ждать своих денег несколько лет. Но за рассрочку пришлось бы доплатить из бюджета.
- Подобные предложения поступали и от других производителей, корпораций, фондов, но по их схеме замена одного лифта в итоге стоила бы гораздо дороже. Цена строительно-монтажных работ и проектно-сметной документации нас не устроила. Предельная стоимость лифтов - тоже. Мы сейчас выполняем все по отдельности: проектные работы, потом строительные, отдельно покупаем лифт плюс получаем экономию по итогам торгов - выходит на 800 тысяч дешевле. Нам предлагали все под ключ за три миллиона, а по нашей схеме себестоимость выходит 2,2. Грубо округляя - если на тысячу лифтов накинуть по миллиону, мы потратим лишний миллиард, - пояснил "РГ" руководитель департамента ЖКХ и энергетики Воронежской области Максим Зацепин. - Факторинг же - это, по сути, деньги в кредит, а из каких средств мы будем его гасить? В Фонде капремонта копятся деньги жителей. Средства регионального бюджета мы добавляем для того, чтобы конкретно что-то сделать, а не чтобы обслуживать кредиты. Своим путем мы сделаем чуть меньший объем работ, но зато все сэкономленные на торгах средства и субсидии федерального центра потратим целевым образом на лифты. Думаем, что 2023 год пройдем спокойно, а потом все равно будет какое-то решение на федеральном уровне. Потому что многие регионы, как и мы, не принимают этого конструкта с рассрочкой.
В регионе уже подготовлены проекты на замену 300 лифтов, до конца февраля будет сделано еще 643, сообщил директор Фонда капремонта Олег Тепляков. Все их рассчитывают реализовать в течение года, охватив 264 дома (пять - в Нововоронеже, остальные - в столице Черноземья). На строительно-монтажные работы будут, в числе прочего, направлять деньги, сэкономленные в результате снижения цены контрактов при проведении электронных аукционов, средства от взыскания штрафов и неустоек с подрядчиков и доходы от процентов, начисленных на депозиты регионального оператора (на этих счетах хранятся взносы собственников жилья).
Светлана Разворотнева, зампредседателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ:
- В 2022 году произошел рекордный ввод жилья за всю историю развития России. Да, половина его пришлась на ИЖС, но вторая половина - это многоквартирные дома, и мы почти не сталкивались с серьезными задержками по поставке лифтов. Была проблема с лифтами, которые могут обслуживать высотные дома. Отечественные производители сейчас пытаются их решить.
Вместе с тем стоит серьезная проблема замены лифтов в старых домах. Уже приходят сигналы с мест о том, что Ростехнадзор обещает отключить оборудование по причине высокого износа. Как минимум половина устройств, которые должны быть заменены к 15 февраля 2025 года, не учтена в краткосрочных планах региональных фондов капремонта. Вдобавок около 41 тысячи лифтов, подлежащих замене, находятся в домах, где взносы на капремонт накапливают на спецсчетах. По данным Фонда развития территорий, на спецсчете одного дома в среднем имеется около двух миллионов рублей. Конечно, на эти деньги невозможно заменить несколько лифтов. Если в общем котле есть возможность внутренних заимствований, то для пользователей спецсчетов они недоступны, как и привлечение кредитов.
Я убеждена, что без прямого софинансирования программ замены лифтов регионы не справятся. Альтернативы, к сожалению, нет: делать дополнительные взносы граждане не готовы. Самым правильным и понятным инструментом была бы государственная поддержка. Она у нас существовала в 2020 году: через Фонд содействия реформированию ЖКХ выделили небольшие средства, до 800 миллионов, которые позволили стимулировать замену лифтов по процедуре факторинга. Были попытки, в том числе со стороны Минстроя и Госдумы, включить аналогичные суммы в бюджет грядущих лет, предлагалось софинансировать покупку лифтов по линии Минпромторга в случае повышения предельной стоимости... Постоянная программа поддержки замены лифтов оценивается примерно в 36 миллиардов рублей. К сожалению, с учетом сложной экономической ситуации в бюджете эти расходы пока не заложены.
Петр Харламов, генеральный директор ассоциации "Российское лифтовое объединение":
- Российские заводы способны полностью обеспечить потребности программ капитального ремонта лифтов, в случае чего нам помогут партнеры из Евразийского экономического союза. Что касается новостроек, то мы считаем, что там тоже целесообразно использовать преимущественно лифты отечественного производства, поскольку многие европейские и мировые лифтовые бренды ушли с территории РФ. Местные предприятия смогут оперативно поставлять запчасти. Да и по стоимости оборудование выйдет значительно дешевле. К сожалению, в России производят и готовы лифты со скоростью до 2,5 метра в секунду. Для более быстрых подъемников (которые востребованы в высотных зданиях) пока еще нужны поставки из-за рубежа. В плане импортозамещения нам нужно наладить выпуск частотных преобразователей - тех устройств, которые делают плавным движение кабины и открытие/закрытие дверей. За разработку при поддержке Минпромторга взялась компания "МетеорЛифт" (бывшая структура Otis).