Поделиться

В Воронежской области поменяют тысячу лифтов

Почти тысячу новых подъемников планируют установить в жилых домах региона в рамках программы капитального ремонта в 2023 году. На это потребуется около 3,4 миллиарда рублей. Приобретать лифты будут по традиционной схеме - поэтапно, через торги. Ранее рассматривали другой вариант - разовый контракт с выбранным по конкурсу производителем на быструю замену всех устройств при условии рассрочки платежей. Однако его признали менее выгодным.
Российские заводы способны полностью обеспечить потребности программ капитального ремонта лифтов.
Российские заводы способны полностью обеспечить потребности программ капитального ремонта лифтов. / Петр Ковалев/ТАСС

Напомним, что заменить все лифты, отслужившие более 25 лет, необходимо к 15 февраля 2025 года. Таковы обязательства, которые Россия взяла на себя в рамках Таможенного союза. В целом по стране, по данным Национального лифтового союза, замене подлежит свыше 93 тысяч подъемников. В региональных краткосрочных планах капремонта стоит 45 тысяч.

- По данным Фонда развития территорий, в прошлом году в 77 регионах было законтрактовано более 14 тысяч лифтов (на 20 процентов меньше по сравнению с 2021-м) на сумму 45 миллиардов рублей. Мы надеемся, что в 2023-м будет заменено не менее 12 тысяч, - сообщил секретарь комиссии по лифтам общественного совета при Минстрое РФ Петр Харламов.

В Воронежской области в середине прошлого года насчитывалось около трех тысяч лифтов с истекшим или истекающим сроком годности: 2100 - в домах, которые копят средства в общем котле, и примерно 700 - в домах со спецсчетами. При средней по стране стоимости работ в 3,5 миллиона рублей за один подъемник (сюда входят демонтаж старого, покупка и установка нового) получалось, что только Фонд капремонта должен затратить свыше 7,3 миллиарда. В 2022 году он обеспечил замену 206 лифтов за 488,8 миллиона рублей. Было очевидно, что такими темпами в срок уложиться не удастся.

Сейчас в краткосрочном плане капремонта многоэтажек в Воронежской области на 2023-2025 годы означено 1162 лифта в 329 домах, суммарные расходы - свыше четырех миллиардов рублей. В прошлом году заменили 205 подъемников.

В регионе уже подготовлены проекты на замену 300 лифтов, до конца февраля будет сделано еще 643

На федеральном уровне регионам предлагали ускорить процесс, используя механизм факторинга. В частности, могилевский завод готов был за один-два года заменить в Воронежской области все предаварийные лифты и ждать своих денег несколько лет. Но за рассрочку пришлось бы доплатить из бюджета.

- Подобные предложения поступали и от других производителей, корпораций, фондов, но по их схеме замена одного лифта в итоге стоила бы гораздо дороже. Цена строительно-монтажных работ и проектно-сметной документации нас не устроила. Предельная стоимость лифтов - тоже. Мы сейчас выполняем все по отдельности: проектные работы, потом строительные, отдельно покупаем лифт плюс получаем экономию по итогам торгов - выходит на 800 тысяч дешевле. Нам предлагали все под ключ за три миллиона, а по нашей схеме себестоимость выходит 2,2. Грубо округляя - если на тысячу лифтов накинуть по миллиону, мы потратим лишний миллиард, - пояснил "РГ" руководитель департамента ЖКХ и энергетики Воронежской области Максим Зацепин. - Факторинг же - это, по сути, деньги в кредит, а из каких средств мы будем его гасить? В Фонде капремонта копятся деньги жителей. Средства регионального бюджета мы добавляем для того, чтобы конкретно что-то сделать, а не чтобы обслуживать кредиты. Своим путем мы сделаем чуть меньший объем работ, но зато все сэкономленные на торгах средства и субсидии федерального центра потратим целевым образом на лифты. Думаем, что 2023 год пройдем спокойно, а потом все равно будет какое-то решение на федеральном уровне. Потому что многие регионы, как и мы, не принимают этого конструкта с рассрочкой.

В регионе уже подготовлены проекты на замену 300 лифтов, до конца февраля будет сделано еще 643, сообщил директор Фонда капремонта Олег Тепляков. Все их рассчитывают реализовать в течение года, охватив 264 дома (пять - в Нововоронеже, остальные - в столице Черноземья). На строительно-монтажные работы будут, в числе прочего, направлять деньги, сэкономленные в результате снижения цены контрактов при проведении электронных аукционов, средства от взыскания штрафов и неустоек с подрядчиков и доходы от процентов, начисленных на депозиты регионального оператора (на этих счетах хранятся взносы собственников жилья).

прямая речь

Светлана Разворотнева, зампредседателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ:

- В 2022 году произошел рекордный ввод жилья за всю историю развития России. Да, половина его пришлась на ИЖС, но вторая половина - это многоквартирные дома, и мы почти не сталкивались с серьезными задержками по поставке лифтов. Была проблема с лифтами, которые могут обслуживать высотные дома. Отечественные производители сейчас пытаются их решить.

Вместе с тем стоит серьезная проблема замены лифтов в старых домах. Уже приходят сигналы с мест о том, что Ростехнадзор обещает отключить оборудование по причине высокого износа. Как минимум половина устройств, которые должны быть заменены к 15 февраля 2025 года, не учтена в краткосрочных планах региональных фондов капремонта. Вдобавок около 41 тысячи лифтов, подлежащих замене, находятся в домах, где взносы на капремонт накапливают на спецсчетах. По данным Фонда развития территорий, на спецсчете одного дома в среднем имеется около двух миллионов рублей. Конечно, на эти деньги невозможно заменить несколько лифтов. Если в общем котле есть возможность внутренних заимствований, то для пользователей спецсчетов они недоступны, как и привлечение кредитов.

Я убеждена, что без прямого софинансирования программ замены лифтов регионы не справятся. Альтернативы, к сожалению, нет: делать дополнительные взносы граждане не готовы. Самым правильным и понятным инструментом была бы государственная поддержка. Она у нас существовала в 2020 году: через Фонд содействия реформированию ЖКХ выделили небольшие средства, до 800 миллионов, которые позволили стимулировать замену лифтов по процедуре факторинга. Были попытки, в том числе со стороны Минстроя и Госдумы, включить аналогичные суммы в бюджет грядущих лет, предлагалось софинансировать покупку лифтов по линии Минпромторга в случае повышения предельной стоимости... Постоянная программа поддержки замены лифтов оценивается примерно в 36 миллиардов рублей. К сожалению, с учетом сложной экономической ситуации в бюджете эти расходы пока не заложены.

Петр Харламов, генеральный директор ассоциации "Российское лифтовое объединение":

- Российские заводы способны полностью обеспечить потребности программ капитального ремонта лифтов, в случае чего нам помогут партнеры из Евразийского экономического союза. Что касается новостроек, то мы считаем, что там тоже целесообразно использовать преимущественно лифты отечественного производства, поскольку многие европейские и мировые лифтовые бренды ушли с территории РФ. Местные предприятия смогут оперативно поставлять запчасти. Да и по стоимости оборудование выйдет значительно дешевле. К сожалению, в России производят и готовы лифты со скоростью до 2,5 метра в секунду. Для более быстрых подъемников (которые востребованы в высотных зданиях) пока еще нужны поставки из-за рубежа. В плане импортозамещения нам нужно наладить выпуск частотных преобразователей - тех устройств, которые делают плавным движение кабины и открытие/закрытие дверей. За разработку при поддержке Минпромторга взялась компания "МетеорЛифт" (бывшая структура Otis).