14.02.2023 12:20
Поделиться

В Татарстане решили побороть пробки развитием общественного транспорта

Тема общественного транспорта стала основной на итоговой коллегии минтранса Республики Татарстан. О том, что он хронически недофинансирован, жаловался и министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов, и главы некоторых муниципалитетов, да и сами транспортные компании.

Вечная проблема для перевозчиков - недофинансирование бюджетом льготных пассажиров. Так, перевозчикам Казани правительство республики компенсирует только 23 рубля за каждого льготника при цене билета в 31 рубль. В других муниципалитетах - 20 рублей. Суммарно такая монетизация льготы обходится бюджету РТ в 1,6 миллиарда.

Износ автобусов старше пяти лет на линиях общественного транспорта в городах составляет 70 процентов. Даже в относительно благополучной Казани в прошлом году не смогли заменить 250 десятилетних автобусов. А из-за удорожания запчастей приходится снимать транспорт с линии, что увеличивает интервал движения. Это приводит к росту автотранспорта у населения.

- На тысячу населения в Набережных Челнах приходится 431 транспортное средство, - говорит начальник отдела Госавтоинспекции УМВД по Набережным Челнам Радий Кадиков. - Этот показатель - один из самых высоких в стране. К примеру, в Москве на тысячу населения приходится 363 единицы транспорта, в Санкт-Петербурге - 386, в Казани - 362. В целом по Татарстану плотность транспорта - 352 авто на тысячу человек.

Примечательно, что в январе 2021 года плотность транспорта в автограде была на уровне 300 единиц. При этом в городе никак не может завершиться реформа общественного транспорта, которая не первый год проводится в городе на Каме.

Удачным примером в этом отношении стал Нижнекамск.

- У нас автомобиль есть практически у каждого второго жителя, - признался глава района Рамиль Муллин. - До 2021 года из-за большого износа подвижного состава и большого интервала между автобусами на линии пассажиропоток резко снижался.

В 2021 году Нижнекамск приобрел 50 автобусов "ПАЗ Вектор Next", благодаря чему пассажиропоток с 800 тысяч увеличился до 5 млн. Да вот незадача. В связи с введением новых маршрутов, уменьшением интервалов движения автобусов и ростом других расходов в этом году на содержание пассажирской инфраструктуры нужно 150 млн рублей, которых в местном бюджете нет...

- При строительстве нового жилья какой у вас норматив по парковкам? - перебил главу муниципалитета присутствовавший на коллегии вице-премьер России Марат Хуснуллин.

- На одну квартиру коэффициент 0,8. В новостройках хотим довести его до 1,4, - ответил Муллин. - Это многоуровневый паркинг или же плоскостные площадки.

- При таком уровне автомобилизации строительством парковок нельзя догнать обеспеченность местами, - отреагировал вице-премьер. - Где есть возможность, надо строить парковки, в противном случае - не надо. Можно и платную парковку сделать. Не ради наживы, а для того, чтобы разгрузить движение легкового транспорта. Мы не настолько богатая страна, чтобы на каждую квартиру иметь минимум по одному парковочному месту!

Марат Хуснуллин дал поручение главе региона Рустаму Минниханову сделать земельно-дорожный аудит.

- Каждое место, каждый квадратный метр каждого населенного пункта должен быть учтен, посчитан, оцифрован, - убеждал вице-премьер страны. - Без этого мы никогда проблему пробок не победим. Поверьте мне! Я 10 лет жизни отдал на борьбу с пробками в Москве, изучил весь мировой опыт. Москва гигантские деньги вкладывает, и еле-еле удается удержаться, чтобы город не встал в сплошную пробку. Мы даже пошли на беспрецедентные меры. В Москве и Московской области рассматривается возможность выделения полосы для общественного транспорта на федеральных трассах.

- А надо как в Сингапуре сделать, - парировал Рустам Минниханов. - Там, чтобы купить машину, нужно выиграть на это право. И цена на платных дорогах зависит от количества пассажиров в автомобиле. Чем их больше, чем меньше стоит проезд. Зато общественный транспорт развит на отличном уровне. Нам тоже нужно к этому стремиться.

Глава региона согласился с тем, что в старый, коптящий автобус современный человек уже не сядет. Необходимо снижать затраты на перевозки пассажиров путем рационального планирования маршрутной сети.

По словам Марата Хуснуллина, выходом из ситуации может стать участие региональных транспортных компаний в федеральной лизинговой программе, деньги на которую поступают из Фонда национального благосостояния. Автобусы выдаются на семь лет под 6,5 процента годовых. Это позволяет обновить автопарк.

Еще, по мнению Марата Хуснуллина, ключевое решение для Казани - скорейшее начало работы железнодорожного кольца.

- Развитие транспорта, в первую очередь рельсового, потом автобусного по выделенным полосам, может спасти ситуацию. В противном случае столица Татарстана будет задыхаться в пробках.

Однако только в этом году планируется завершить разработку проектно-сметной документации по первому этапу кольцевого железнодорожного движения Казани и получить заключение Главгосэкспертизы России. И существует опасение, что проект из-за непростой экономической ситуации в стране вовсе поставят на паузу.

В целом участники совещания сошлись на том, что нужна полноценная республиканская программа по развитию общественного транспорта в Татарстане.

- В Альметьевске, Лениногорске, других городах Татарстана есть эта проблема, - отметил мэр Казани Ильсур Метшин. - И ее необходимо решать не точечно - там субсидировали, здесь дали немножко денег на покупку чего-то, - а так, как решают проблемы дорожного строительства: нужна программа. К сожалению, в последнее время в министерстве транспорта данной темой мало кто занимается. .