- Нурдин, вы возглавили федерацию относительно недавно, у вас была возможность взглянуть на спортсменов свежим взглядом, оценить их потенциал?
Нурдин Медетов: Что касается потенциала, я бы сказал, что он достаточен, чтобы добиваться успехов на крупных международных соревнованиях. У нас много талантливых ребят с большим желанием заниматься. Есть и серьезные успехи. Например, совсем недавно детская сборная Кыргызстана заняла второе общекомандное место на отборочном этапе чемпионата Азии по теннису, который проходил в Бахрейне. Давид Могилевский выиграл первый турнир. По итогам второго Ева Гавшина заняла восьмое место, Камила Арипова - пятое, Султан Сатыкеев - седьмое место. Кроме того, у мальчиков есть "серебро" в парном разряде.
В октябре 2022 года после почти десятилетнего перерыва прошел чемпионат республики. Соревнования проводились на кортах "Тай-Брейк". Признаюсь, мы не ожидали, что число участников будет таким значительным. Нам пришлось даже вводить возрастные ограничения. Но все равно турнирные сетки получились полными.
Чемпионат проводился под эгидой Международной федерации тенниса (ITF) и дирекции по проведению спортивно-массовых мероприятий "Жаштык" при департаменте физической культуры и спорта профильного министерства Кыргызстана. Турнир охотно поддержали спонсоры - операторы мобильной связи, ряд промышленных предприятий и строительные компании. Согласитесь, это говорит о том, что для большого тенниса в Кыргызстане наступает время расцвета. Главное - не останавливаться на достигнутом и двигаться вперед. Это возможно, если поддержка продлится и станет еще более значимой.
К сожалению, с подготовкой к международным соревнованиям все гораздо сложнее. Я бы сказал, что есть проблемы.
- Какие конкретно?
Нурдин Медетов: Отсутствие достаточного количества кортов, национальных центров, профессиональных тренеров и слабая школа тенниса. Вот главные проблемы в этом виде спорта в республике и причины неудач действующих кыргызских игроков на крупных турнирах.
Профессиональных тренеров по теннису в нашей стране остались считаные единицы. Трудность еще и в том, что их не готовят у нас в республике, только за рубежом. В Кыргызской государственной академии физической культуры и спорта в свое время была специальная кафедра, но потом ее упразднили. Причины мне не известны. В прошлом году я пытался ее вновь создать, но тщетно. Чтобы подготовить тренера - по теннису или любому другому виду спорта, - нужны квалифицированные специалисты с физкультурным образованием.
- А если тренеров готовить, привлекая специалистов из-за рубежа - в режиме онлайн?
Нурдин Медетов: Мы применяем этот метод, но лишь для спортсменов. Проходим специальные курсы, подготовленные IFT. Международная федерация предоставляет нам площадку для обучения теннисистов начального уровня.
На 2023 год IFT выделила нам квоту, по которой один тренер по женскому теннису в мае поедет в Испанию - повышать квалификацию по специальной программе Международного олимпийского комитета "Женщина и спорт".
- На базе Школы олимпийского резерва возможно организовать кафедру тенниса или хотя бы курс?
Нурдин Медетов: Мы прорабатываем этот вопрос. В принципе да, но нужна специальная программа.
- А как обстоит дело с теннисными арбитрами?
Нурдин Медетов: С судьями такая же ситуация, как и с тренерами. Эту проблему мы обсуждали с Амиром Борхейном, который является координатором ITF по Центральной Азии, а также с казахской федерацией тенниса. Везде нам пошли навстречу, и в этом году несколько спортивных судей пройдут обучение за границей.
- Должен ли сам арбитр уметь играть в теннис?
Нурдин Медетов: Это не обязательное условие. Мировая практика показала, что есть много спортивных судей, которые ни разу ракетку в руке не держали. Важно знать правила игры и быть объективным.
- В одном из своих выступлений вы высказали идею развивать теннис в регионах. Это весьма дорогой вид спорта, а люди в сельской местности живут небогато.
Нурдин Медетов: Здесь важно выработать правильный подход. Нужно выявлять талантливых ребят в регионах и оказывать им поддержку. Работа в этом направлении уже проводится нашим филиалом в Оше. Мы помогаем ему инвентарем, а в 2022 году организовали консультации специалистов по строительству крытого корта.
- Оказывает ли государство какую-нибудь помощь развитию большого тенниса?
Нурдин Медетов: Насколько это возможно. Департамент туризма и спорта на прошлогоднем чемпионате страны предоставил комплект медалей и дипломы, а также организовал судейство. В 2023 году нам обещали выделить 400 тысяч сомов.
- Как заниматься теннисом девушкам в тех районах Кыргызстана, где сильны религиозные традиции? Есть ли здесь какие-то ограничения?
Нурдин Медетов: В исламских странах девушек долгое время не допускали к игре в теннис. Причина - одежда спортсменок. Сейчас ситуация изменилась, и там этот вид спорта становится все более популярен. Спортивная форма? Ну придумали же мусульманский купальник - буркини. Почему бы не поступить так и с теннисным костюмом?
- Как выявить талантливых детей в селах, где отродясь не было и нет теннисных кортов?
Нурдин Медетов: Полгода назад мы провели акцию "Первый месяц бесплатно" для тех, кто хочет заняться теннисом. На корт мог прийти любой желающий и попробовать свои силы. В ходе акции мы попытались определить наиболее способных детей.
Мы хотим сделать попытку организовать в школах уроки тенниса, а также наладить сотрудничество с преподавателями физкультуры. Но опять-таки в стране нехватка тренеров. Кому заниматься с талантливыми детьми?
Есть у проблемы и финансовая сторона. Подготовка спортсмена международного класса - процесс затратный. Если речь идет о претенденте на вхождение в число лучших ракеток мира, то в среднем требуется около ста тысяч долларов в год. В Кыргызстане практически невозможно найти подобный источник финансирования.