15.02.2023 09:19
    Поделиться

    В Воронеже открылась выставка к 150-летию Рахманинова и Шаляпина

    Выставка "Федор Шаляпин - Сергей Рахманинов: параллели и пересечения" открылась в Воронежской филармонии к 150-летию двух великих музыкантов. На стендах - редкие фотографии из семейных альбомов, афиши, нотные издания и воспоминания современников. А благодаря QR-кодам здесь же можно прослушать архивные аудиозаписи из фондов Российского национального музея музыки.

    Юбиляры происходили из разных социальных слоев. Шаляпин вырос в рабочем поселке, его образование - два класса приходской гимназии и частные уроки. Рахманинов - дворянин, выпускник Московской консерватории, воспитанник лучших композиторов своего времени.

    - Они встретились в Московской русской частной опере Саввы Мамонтова, где Рахманинов был дирижером. Сергей Васильевич научил Шаляпина - самоучку, самородка - читать ноты и работать над текстом роли. "Когда мне аккомпанирует Рахманинов, это не я пою - это мы поем", - говорил Федор Иванович. Их пути на сцене разошлись, но личные взаимоотношения оставались теплыми. Современник писал: "Шаляпин поджигал Рахманинова, а Рахманинов задорил Шаляпина. И эти два великана, увлекая один другого, буквально творили чудеса..." Каждый из них по-своему показывал миру, что такое русская музыка, русский стиль, русский характер, - отметила лектор-музыковед Валентина Головина.

    При жизни Рахманинов был знаменит прежде всего как выдающийся пианист и дирижер. Сегодня его сочинения, насыщенные русскими мотивами, звучат по всему миру. Шаляпин стал первым классическим русским басом, получившим признание на европейской сцене, неслучайно его называли "Царь-бас". Для истории остались не только пластинки, но и исполнительская школа, подход к созданию образа. Федор Иванович был уверен, что в опере нужно знать не только свою партию, но и всю партитуру целиком. А камерные выступления - с народными песнями, городскими или цыганскими романсами - превращал в настоящий спектакль.

    - Он был из тех певцов, кто исходит в первую очередь из актерских задач, а потом уже из вокальных. Поэтому Шаляпин жертвовал какими-то музыкальными эффектами (скажем, в среде оперных певцов всегда присутствует негласное соревнование, стремление взять долгую или очень высокую ноту). Мог самую драматическую фразу даже не спеть, а нашептать - и это оказывало куда больший эффект, - напомнил солист Воронежской филармонии, пианист Михаил Князев.

    Теперь "заветы Шаляпина" молодые певцы изучают по его книгам. "Страницы моей жизни" и "Мой ХХ век" могут быть интересны не только музыкантам, но и всем, кого увлекает история России.

    Оба гения после революции оказались за границей. Сначала уехал концертировать Рахманинов, забрав семью и минимум вещей. Потом во время гастролей в Европе решил не возвращаться Шаляпин - его, первого в РСФСР народного артиста, внезапно лишили этого звания, узнав, что он перечислил гонорар в фонд помощи детям белоэмигрантов. Но оба до конца своих дней оставались подлинными патриотами.

    Ознакомиться с выставкой в фойе Воронежской филармонии можно, придя на любой концерт до 31 мая 2023 года. К юбилею Рахманинова музыканты подготовили вечера романсов и симфонической музыки, а также первое в городе исполнение "Всенощного бдения" в редакции для мужского хора. Подробности - на сайте http://vrnmusic.ru.

    Кстати

    Исторический сериал "Шаляпин", снятый в Костроме, начали показывать на телевидении и онлайн. В сцене, где юный Федя выступает статистом в опере "Фауст", занят солист Воронежского театра оперы и балета Артем Борисенко. Он играет провинциального баса в роли Мефистофеля.


    Поделиться