Принципиальное разъяснение сделано в ходе рассмотрения конкретного дела. Житель подмосковного города Орехово-Зуево, разозлившись на врача частной клиники, написал в Сети горячий отзыв. "Абсолютно некомпетентный врач", вот что дословно было сказано. Были в тексте и другие выражения, но все в том же духе.
Врачу, что не удивительно, отзыв не понравился. И гражданин доктор подал иск в суд, настаивая на том, что пациент вышел за рамки приличий. Истец в белом халате потребовал от человека официально опровергнуть свои слова, мол, "простите, соврал, врач замечательный, а я всем доволен", и заплатить компенсацию морального вреда. За страдания лекаря.
Эксперты согласились с тем, что пациент использовал выражения, порочащие деловую репутацию истца, прямо указал на профессиональную некомпетентность врача. При этом бесспорно, что целью отзыва было высказать негативное мнение о докторе. Правда, эксперт подчеркнул, что совсем уж на личности пациент не переходил. "Говорить, что в публикации задеты честь и достоинство Ф. как врача или как личности, нельзя, так как автор высказывает утверждения только относительно профессиональной некомпетенции, т.е. деловых качеств Ф.", рассказали в суде.
Как бы то ни было, вопрос был поставлен ребром: имеет ли пациент право публично ругать профессиональные качества врача? В конце концов, простой человек не специалист в данном вопросе, не ему оценивать компетенцию врача. А вдруг пациент ошибся? Вдруг он просто упрямый скандалист? Коллеги, кстати, сочли, что врач действовал правильно. Но суд пояснил: да, отзыв субъективный и оценочный, и все же в данном случае человек имеет право на личное мнение. Требовать опровержений и компенсаций нельзя.