- В целом сохранилась тенденция к сокращению числа зарегистрированных аварий, в том числе совершенных в состоянии опьянения. Стали безопаснее федеральные трассы: в прошлом году там погиб 61 человек, что почти в два раза меньше, чем годом ранее. Противоположные тенденции на дорогах регионального и межмуниципального значения, жертвами которых стали более половины всех погибших в авариях - 220 человек, - говорит Владимир Севастьянов.
По его словам, в прошлом году почти 40% всех ДТП случились на улицах и дорогах, состояние которых инспекторы ГИБДД оценили как неудовлетворительное. Чаще всего замечания касались отсутствующей либо плохо различимой разметки и своевременно не очищенной от снега и льда дороги - из-за этого произошли 776 и 341 авария соответственно. Также нередко не хватало дорожных знаков, ограждений для пешеходов и элементарного освещения. Причиной 56 ДТП признали ямы и выбоины на проезжей части. И хотя специалисты называют неудовлетворительное состояние дорог сопутствующими причинами аварий, во многих случаях именно они становятся решающими.
- Наши сотрудники направили более тысячи предложений в адрес органов власти и владельцев дорог по вопросам организации движения, а также 572 раза обращались в прокуратуру из-за бездействия лиц, ответственных за приведение дорог в нормативное состояние, - подчеркнул Владимир Севастьянов.
В то же время он признает: чем лучше качество проезжей части, тем больше увеличивают скорость автолюбители, и, следовательно, растет риск ДТП, а также тяжесть их последствий.
В прошлом году самой опасной из региональных трасс была Уфа - Бирск - Янаул. Ее даже стали называть "дорогой смерти", ведь серьезные аварии здесь происходили регулярно - особенно зимой во время метелей и снегопадов. На одном из участков в Благовещенском районе за семь месяцев погибли девять человек. Во время рейда эксперты установили, что эта часть двухполосной трассы находится в хорошем состоянии, просто водители часто выезжают на встречную полосу. Тогда власти совместно с госавтоинспекцией РБ разработали комплексный план по снижению аварийности конкретно в этом районе.
Как рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства РБ Александр Клебанов, здесь установили шумовые полосы и барьерные ограждения, запретили левые повороты, поставили 299 и заменили 43 дорожных знака. Кроме того, в Благовещенском районе разместили пять дополнительных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД.
Меры оказались достаточно эффективными: если за первые семь месяцев 2022 года здесь в 14 ДТП погибли девять человек и пострадали 20, то за последние пять месяцев в 11 авариях умер один человек, а 16 - получили травмы. Руководство региональной госавтоинспекции считает, что теперь этот опыт комплексной работы нужно применить и на других дорогах с высокой аварийностью. Например, на участке федеральной трассы "М5-Урал" в Иглинском районе и дорогах регионального значения Уфа - Инзер - Белорецк и Уфа - Чишмы-Киргиз - Мияки.
Проблема лишь в том, что комплексные работы предполагают существенные финансовые затраты, но в правительстве РБ пообещали постепенно и по мере возможности выделять средства. В то же время чиновники не устают напоминать, что ДТП с тяжкими последствиями в основном происходят из-за нарушения водителями скоростного режима и правил обгона с выездом на полосу встречного движения. Соответственно, нужно не только улучшать дороги, но и повышать культуру вождения либо ужесточать наказание.
Практика показывает: водителей дисциплинирует присутствие сотрудников ГИБДД и наличие системы автоматической фиксации нарушений. Именно поэтому в Башкирии каждые выходные и праздники традиционно устраивают массовые рейды, заранее анонсируя в соцсетях места дежурства инспекторов ДПС. На вопрос, зачем водителей предупреждают о предстоящих проверках, в региональной госавтоинспекции ответили: цель рейдов - не поймать как можно больше нерадивых водителей, а предотвратить нарушения ПДД и происшествия на дорогах.
Что касается камер фотовидеофиксации, то в Башкирии теперь работают 1866 аппаратно-программных комплексов. На основании данных, полученных с их помощью, в 2022 году оформлено более 5,1 млн постановлений об административных нарушениях. Для сравнения: инспекторы ДПС оформили 600 тысяч протоколов.
Угроза попасть под "всевидящее око" и получить штраф, как правило, вынуждает автолюбителей снижать скорость и соблюдать правила. Тем более что теперь камеры "замечают" не только превышение скоростного режима, но и выезд на встречную полосу и не пристегнутые ремни безопасности, а некоторые и пересечение стоп-линии на перекрестке. Только водителей, разговаривающих по телефону, по словам Владимира Севастьянова, пока камеры не ловят.
По мнению экспертов, фотовидеофиксация сыграла немалую роль в снижении смертности на федеральных трассах в Башкирии. В прошлом году около сотни камер переставили с дорог регионального и межмуниципального значений на наиболее аварийные участки крупных трасс. В нынешнем году эту практику продолжат. Также власти планируют приобрести еще 43 передвижных комплекса автоматической фотовидеофиксации нарушений ПДД, запустить 41 комплекс на перекрестках Уфы и Стерлитамака и установить 30 муляжей камер. Остается надеяться, что эти меры помогут сделать дороги Башкортостана более безопасными.
Кстати
По данным управления ГИБДД по РБ, в прошлом году на дорогах республики произошло 3441 ДТП, в которых погибли 409 и пострадал 4221 человек. Больше всего жертв было в авариях на трассах регионального и межмуниципального значения - 220 человек. На местных дорогах погибли 128 человек, на федеральных - 61.
Каждое восьмое ДТП в Башкирии в 2022 году произошло с участием несовершеннолетних. Погибли 14 детей, из которых шесть были пассажирами, трое - пешеходами, трое - водителями, двое - велосипедистами.
Динар Гильмутдинов, депутат Госдумы РФ:
-Смертность в ДТП на территории республики за последние 10 лет снизилась вдвое. Чтобы продолжить эту тенденцию, необходимо разделить потоки движения и обратить больше внимания на региональные и местные дороги. Сегодня на федеральных трассах практически все пешеходные переходы освещены, многие оборудованы шумовыми полосами. Пора сделать то же самое на региональных и местных дорогах, ведь почти 40% наездов на пешеходов совершается в темное время суток.
1867 сотрудников дорожно-патрульной службы работают в РБ.