Нижегородский драмтеатр устроил особенный вечер, для "своих": на общедоступный дивертисмент "Праздник нашего дома" пригласили друзей, самых преданных зрителей.
Представлению предшествовал шутливый мультфильм, прямо из которого (вот она, магия сцены!) вышел руководитель учреждения культуры.
- Приветствую всех, кто предан театру, кто каждый день отдает ему частицу самого себя, - обратился к залу Борис Кайнов, директор Нижегородского театра драмы. - Это наши сотрудники, наша знаменитая профессиональная труппа. Но в первую очередь хочу поздравить наших дорогих зрителей! Без вас нет театра! Вот и сегодня мы видим полный зал, значит наш юбилей - общий праздник!
А затем началось необычное для академического театра зрелище. На капустнике люди увидели актеров в совершенно непривычных амплуа - такими они не бывают в спектаклях. Смешные номера сменялись исполнением лирических песен, не раз зрители всем залом пели вместе с артистами. Настроение в театре постоянно менялось. От общего хохота до напряженной тишины, от ощутимой в воздухе готовности засмеяться до не менее ощутимых навернувшихся слез.
Так отпраздновал свое 225-летие государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр драмы имени Горького. В минувшем году его посетили 128 тысяч человек, из них 22 тысячи - молодые люди по пушкинской карте. Нижегородская Драма - обладатель многих наград российских и международных театральных фестивалей. Вот таким оказался путь от крепостной театральной труппы до одного из лучших коллективов России. "Стоишь уже ты третий век, стоишь ты на слиянье рек, соединяя смысл и вдохновенье. Рожденный Волгой и Окой, в России ты один такой", - спели актеры в одном из номеров дивертисмента.
Тем временем в кировском Театре на Спасской (театр юного зрителя, ТЮЗ) приглашенные режиссеры боролись за право поставить спектакль по классическим произведениям, включенным в школьную программу.
- Роман Тургенева "Отцы и дети", по школьным воспоминаниям, оставил достаточно неприятные впечатления. Какая-то околополитическая трескотня на давно забытые темы. Уж точно не было никакого желания перечитывать его во взрослом возрасте. Но то, как актеры и режиссер показали роман в своем театральном эскизе, открыло для меня новый пласт в этом произведении, - делится впечатлениями Михаил, ему уже за 40, и он в числе немногих смог увидеть одну из постановок.
В рамках лаборатории режиссеры Александр Баркар, Кирилл Заборихин и Яна Селезнева за считаные дни вместе с актерами подготовили эскизы спектаклей, один из которых планируется поставить на сцене Театра на Спасской. Что интересно, два из трех режиссеров выбрали не драматические произведения.
- Не могу сказать, что "Записки юного врача" Булгакова было удобно ставить. Это все-таки проза. Большое количество мест, длинный промежуток времени. Однако во всех произведениях Булгакова присутствует скрытая театральность. Музыкальность, взаимоотношения героя с окружающими вещами и людьми - в этой атмосфере возникает ощущение театральности. В прозе Булгакова присутствует определенный темпо-ритм, с которым интересно работать, - объяснила свой выбор Яна Селезнева.
При просмотре спектаклей было заметно, что это лишь наброски: декорации и реквизит порой смотрелись не совсем органично. Иногда хотелось произнести знаменитое "не верю" на ту или иную реплику. Но неискушенному зрителю сложно понять, что вызывает диссонанс. То ли причина кроется в недостатке времени (актеры не успели полностью погрузиться в образ), то ли в языке (произведения говорят с нами пусть и классическим русским, но языком ушедшей эпохи), то ли в текстах (авторы писали их для читателей, а не для зрителей в зале).
К слову, приглашенные театральные критики тоже обратили внимание на проблемные аспекты постановок. А представители труппы отметили конструктивный характер высказанных замечаний.
Тем не менее вятские зрители очень позитивно оценили эскизные работы. Ведь фактически они смогли заглянуть за кулисы театра и увидеть один из этапов создания полноценного спектакля.
Пока неизвестно, на постановку какого из спектаклей, представленных в рамках лаборатории, руководство Театра на Спасской выделит ресурсы. Но сам факт приглашения зрителей на ознакомление с промежуточным этапом работы уже заслуживает внимания, так как вовлекает публику в это творческое пространство.
Справка "РГ"
Первым спектаклем нижегородского публичного театра стала постановка пьесы Фонвизина "Выбор гувернера". Занавес открылся 7 февраля 1798 года. Тогда театр размещался в одном из особняков его создателя князя Николая Шаховского на углу Малой и Большой Печерских улиц. Затем на том же месте для него построили новое помещение. Когда оно в середине XIX века сгорело, театр переехал в здание, которое купец Бугров строил на Благовещенской площади под доходный дом (сейчас это Дворец труда на площади Минина и Пожарского). Современный театр драмы на Большой Покровской открылся в 1896 году оперой Глинки "Жизнь за царя". В спектакле участвовал молодой Федор Шаляпин.