15.02.2023 12:35
    Поделиться

    В Екатеринбурге открылась выставка дизайнера Ларисы Селяниной

    Открытие выставки дизайнера Ларисы Селяниной в Музее архитектуры и дизайна УрГАХУ пришлось проводить дважды: в первый раз все знакомые, друзья, коллеги и почитатели таланта просто не поместились в немаленьком музейном зале и не смогли увидеть виновницу торжества в роли экскурсовода.
    Татьяна Андреева/РГ

    - И почти все были одеты в мои модели, - смеется Лариса Алексеевна. - Во второй раз то же самое.

    Ничего удивительного, просто лишнее подтверждение известной аксиомы: у каждой жительницы Свердловска-Екатеринбурга найдется предмет гардероба от Селяниной. Есть такой и у меня - черный жилет с белым рисунком из давней коллекции "Касли". Я уж и не вспомню, сколько ему лет, но, как любая вещь от настоящего кутюрье, он актуален и пережил бесчисленное количество своих сиюминутно-модных собратьев.

    Марка трикотажа Larisa Selyanina, которой в этом году исполняется, как в сказке, тридцать лет и три года, родилась в несказочных реалиях конца восьмидесятых, когда тем, кто хотел одеваться стильно и красиво, приходилось изощряться, сочиняя наряды "из того, что было", а не было почти ничего. Первая коллекция "Страда" создавалась из партии списанных носков: сперва эти носки распускали, потом вязальщицы по эскизам Селяниной вязали широкие юбки, роскошные шали, сумки. Грубая пряжа Березовской ковровой фабрики стала основой "Экологии", отлично подойдя для пальто с крупным рисунком. Из пряжи от старых мохеровых свитеров получились королевские палантины для торжественных случаев ("Коктейль").

    - Меня как дизайнера даже вдохновляло отсутствие хороших материалов, - говорит Лариса Алексеевна. - Хотелось показать всем, на что я способна. Могу творить красоту из чего угодно!

    Так в Свердловске в 1989 году появилась первая дизайн-студия в классическом понимании этого слова: свое производство, шоурум, сеть магазинов, ателье. Остальные уральские модельеры пошли по проторенной Ларисой дороге. Именно тогда вещи "от Селяниной" утвердились в гардеробе местных модниц, стиль был узнаваем и становился пропуском в ложу причастных. А коллекцию "Экология", ту самую, из ковровой пряжи, пришлось повторить пятикратно - она имела феноменальный успех в Париже, куда для показа Селянину пригласил сам Пако Рабанн.

    Вскоре Свердловск стали называть Екатеринбургом, марку - брендом, из тех, по которым знают Урал в мире моды. Коллекций на сегодняшний день уже 120, ежегодно выпускаются две сезонные и несколько лимитированных капсул на собственном производстве в Екатеринбурге. Коллекции неоднократно были представлены на Неделе моды в Москве, в индустриальных салонах Pret-e-Рorter Paris и Collection Premiere Moscow, а также отмечены профессиональными наградами - их перечень слишком велик, чтобы его воспроизводить.

    Открывшаяся выставка - нет, не итог, хотя брендом уже два года управляет дочь Анна Селянина, а Лариса Алексеевна остается главным дизайнером. Это просто один из пунктов недолгой остановки в большом путешествии по миру вообще и миру моды в частности, потому и называется она "Странствие". Я все прикидывала, как бы поделикатнее спросить у Селяниной, можно ли указать формальный повод открытия экспозиции - ее юбилей, но сразу увидела планшет с текстом, открывающим выставку:

    "Маме 70, - пишет Анна. - Поверить в это можно, только заглянув в ее паспорт. Итак, 70. Я повторяюсь, чтобы привыкнуть. Цифра внезапная для семьи, да и для нее самой".

    Коллекция "Ацтеки" родилась как впечатление от поездки в Мексику. Фото: Татьяна Андреева/РГ

    Это стильно и вызывающе, совсем как ее коллекции, - отметить 70-летие поездками в Перу и Марокко. Тут вот еще какая деталь: автограф Ларисы Селяниной, счастливым обладателем которого я теперь являюсь, выглядит как небольшое торнадо, что в полной мере отражает характер и энергетику его автора. Поэтому в ответ на резонный вопрос о ковиде и прочих ограничениях - отличный повод для нытья у некоторых любителей путешествий - Селянина с серьезным видом пожимает плечами: нет, не слышала.

    Итак, выставка о путешествиях и одежде как способе познания и отражения мира: за много лет Лариса Селянина посетила пять континентов и множество стран. Ну это чтоб вы понимали масштаб, а в экспозиции представлены Япония, Непал, Австралия и Новая Зеландия, Америка, Мексика и Марокко. Вместе с художником зритель проходит путь исследователя, собирающего материалы для вдохновения, изучает традиции, крой и орнаменты, чтобы на основе этих впечатлений и образов создать полотно со знаковыми символами, а затем - новую коллекцию одежды.

    - Перед каждой поездкой я изучаю страну, вяжу трикотажные полотна, которые потом участвуют в фотосессиях с местными жителями на фоне экзотических пейзажей, - рассказывает Селянина. - Мне очень важно "примерить" их, совместить мои представления с реальностью - совпало или нет. Обязательно посещаю музеи и блошиные рынки, покупаю ткань с характерным для этой местности орнаментом.

    О деталях поездок и приключениях рассказывают арт-доски с дневниковыми заметками, авторскими рисунками, репортажными фотографиями, памятными мелочами. А рядом как итог - фотографии с показов и удивительные "живые" вещи. Происходит странное: Япония, например, воплотилась в коллекции "Амадарэ" - в переводе с японского "Капли дождя", и нет в ней ни красных драконов, ни розовой сакуры, только все оттенки бежевого и коричневого. Австралия - вовсе не пески и кенгуру, а диковинное вечнозеленое растение, будто связанное из пряжи светлых полутонов, - так вот откуда коллекция "Банксия". Новая Зеландия - это "Маори" со страшными масками, высунувшими языки… не такие уж они и страшные на самом деле.

    - Сегодня посылки с нашей одеждой - теплые цветные послания - летят адресатам во все стороны света, - говорит Анна Селянина. - Мне нравится, что этот круг замкнулся. Мама собирает свое вдохновение по миру, пропускает через себя и отправляет его обратно.

    И опять же, ничего удивительного, ведь "Все лучшее в мире связано" - так называется книга, написанная Ларисой Селяниной. А вот узор каждый вывязывает сам.

    Поделиться