15.02.2023 14:27
    Поделиться

    Вице-премьер Дмитрий Чернышенко: Главная задача научной сферы - получение конкретных результатов для независимости и конкурентоспособности нашей страны

    О том, какие шаги предпринимаются правительством, чтобы в новых условиях Россия достигла технологического суверенитета, сообщил на правительственном часе в Совете Федераций вице-премьер Дмитрий Чернышенко.
    Григорий Сысоев / РИА Новости

    - По поручению главы государства сформирована единая вертикаль управления наукой, - сказал он. - На уровне правительства создана Комиссия по научно-технологическому развитию, которая координирует ведомства по стратегическим научным проектам, направляя ресурсы государства на приоритетные сферы.

    Сейчас все средства на гражданскую науку собраны в Госпрограмме научно-технологического развития. Она объединила 34 разрозненные госпрограммы на огромную сумму - порядка 1,2 трлн руб. ежегодно. В ведомствах были назначены заместители руководителя, ответственные за научно-технологическое развитие. Они выступают отраслевым государственным заказчиком на научные исследования, технологии и продукты. "И лично отвечают за востребованность научных результатов промышленностью и бизнесом", - подчеркнул Чернышенко.

    Правительство внесло на рассмотрение Совета Федерации законопроект о научно-технической экспертизе, который формирует ее принципиально новую модель. "Дело в том, что сегодня экспертиза отвечает только на вопрос - выполнена научная работа или нет, а востребованность полученного результата экономикой не оценивается, поэтому нужны прозрачные и эффективные подходы к проведению научной экспертизы" - отметил вице-премьер. - Российская академия наук станет флагманом этой работы - оператором национального корпуса экспертов, определит методологию экспертной деятельности и "правила игры" для экспертов".

    Важнейший вопрос - обеспечить востребованность разработок экономикой. По словам Чернышенко, научные результаты должны передаваться по цепочке трансфера технологий, а не лежать на полке. Для этого в цифровом контуре создается сервис прослеживаемости. Он позволит контролировать процесс создания инновационных продуктов от научной идеи до внедрения в производство.

    Еще одна принципиальная задача - обеспечить интеграцию науки и региональных программ развития. В прошлом году впервые был сформирован национальный рейтинг научно-технологического развития регионов, куда вошли 3 показателя, которые отражают не только потенциал, но и результативность сферы исследований и разработок.

    - Правительство предоставляет субъектам и вузам набор инструментов, который помогает раскрыть научный потенциал и выстроить кооперацию с бизнесом, - отметил вице-премьер. - Это научно-образовательные центры мирового уровня, кампусы мирового уровня, передовые инженерные школы, программа "Приоритет-2030".

    В рамках нацпроекта "Наука и университеты" в России создано 15 научно-образовательных центров (НОЦ) мирового уровня, которые реализуют более 170 технологических проектов совместно со 145 вузами и 140 научными организациями и, что важно, при участии более 300 технологических компаний. В 2023-2024 годах на поддержку научно-образовательных центров будет направлено свыше 4,6 млрд. руб.

    - В рамках программы "Приоритет - 2030" мы поддержим в этом году около 120 университетов страны. Ежегодный объем финансирования программы - более 30 млрд рублей, - сказал Дмитрий Чернышенко.

    Эффективный инструмент подготовки кадров - "Передовые инженерные школы". Чтобы поднять качество инженерного образования на новый уровень, отобрано 30 передовых инженерных школ в 15 регионах России.

    По словам вице-премьера, индустриальные партнеры не только финансируют образовательные программы, но и участвуют в них, а также несут ответственность за трудоустройство выпускников. В 2022 году стартовали 63 новых опережающих программы подготовки инженеров.

    В заключении вице-премьер обратился к СФ с просьбой поддержать несколько правительственных законодательных инициатив. В частности, речь идет о законах "О стратегическом планировании", "Об интеграции систем образования и науки ДНР, ЛНР, Запорожской области, Херсонской области в образовательное и научное пространство РФ", "О научной экспертизе", а также о необходимости законодательно закрепить понятие "технологический суверенитет".

    Поделиться