Как взрослым общаться с влюбленным подростком? Комментарий психолога

В обществе представления о подростковой любви возвышенные, но надо говорить и об ответственности.
В обществе представления о подростковой любви возвышенные, но надо говорить и об ответственности. / Сергей Куксин
Подростковая любовь прекрасна, но родителям и педагогам приносит немало тревог. Как взрослым грамотно поддержать влюбленного подростка, дабы не нанести ему психологической травмы, "СОЮЗ" расспросил психолога Ирину Кураж.

Что это за явление - первая подростковая любовь?

Ирина Кураж: В обществе представления о подростковой любви возвышенные, очень романтизированные. Но говорить надо не столько о романтике, сколько об огромной важности этого явления для дальнейшей жизни - будет ли человек счастливым и любимым или же будет выбирать унижения, страдания или даже ненависть. Первый грубый отказ. Высмеяли в школе. Родители не поддержали. Подросток остался один с этим ужасным эмоциональным состоянием? Это может сказаться на всех его последующих отношениях.

Для родителей это трудный период?

Ирина Кураж: Я несколько лет работала в школах, от элитных до таких, где полиции больше, чем учителей. И видела разных родителей. Многие эмоционально настроены на своего ребенка. Но есть и холодные, доминирующие, такие могут и не заметить, что ребенок переживает драму. Так что многое зависит от личности родителя и типа воспитания в семье. Сейчас распространен тип гиперопеки. Родители воспитывают "хороших мальчиков и девочек"... в самом плохом понимании слова: людей, абсолютно не приспособленных к жизни.

Для таких подростков первая любовь несет большой риск?

Ирина Кураж: Хорошим детям нравится то, что в их жизни непозволительно. В опыте психологов много историй женщин в ситуации жертвы. Когда начинаем искать первопричину, это часто неудачная первая любовь. Да и мальчикам нравятся ярко выраженные "крутые" девочки-подростки. Что в реальности? Девушка может высмеять его. Картина мира, привитая в семье, рухнет. У мужчин, которых унизили, или, например, их первый выбор уничижала мать, возникает двойной стандарт. Они ухаживают красиво, а потом унижают жен.

Как узнать, что подросток влюбился?

Ирина Кураж: Вдруг просит купить новые футболки, парфюм, начинает много внимания уделять гигиене. Пишет стихи. Девочки пишут дневник. Витает в облаках, когда вы с ним разговариваете. Примечайте: вдруг поведение резко меняется, и это повторяется. Летал радостный, вдруг замолчал. Кто-то вдруг перестает есть, кто-то начинает мести сладкое. Прислушивайтесь, какой у него плейлист? Какие видео смотрит? Если рисует - обращайте внимание на рисунки, какой выбирает цвет? Как меняются статусы в соцсетях? (Мы должны быть подписаны тайно на своих детей!) Цвет одежды: было яркое и вдруг темное. Или все время одна и та же кофта. Учился хорошо - вдруг съехал. Лежит, смотрит в потолок. Это сигналы, подсказывающие нам, что переживает подросток.

Не обесценивая чувств ребенка, надо показать, что даже несчастная любовь - это важный жизненный опыт

И как действовать?

Ирина Кураж: Если много читает - подкладывайте книги про любовь, про идеалы. Любит кино - фильмы про взаимоотношения подростков. Можно смотреть семейное кино, где есть и любовь, и разочарование, и потом сказать: "Мне вот это запомнилось, а тебе?" Даже если разговора не получится, но он к вам подсел, вы смотрите вместе, то это уже шаг. А если разговорился, важно, чтобы тайну вы не рассказали еще кому-то. Для подростка это шок.

А какой самый большой родительский страх, когда ребенок влюбляется?

Ирина Кураж: Родители боятся, что ребенок не сдаст ЕГЭ! Это и есть самый большой страх. Спрашиваю: "Разве вас не волнует, что ребенок переживает или что может быть ранняя беременность?" - "Да это ладно! Но не сдаст ЕГЭ!"

Я сама когда-то в первую сессию прострадала от любви... Едва потом восстановилась на факультете!

Ирина Кураж: Это отличная история, чтобы поделиться с ребенком! "Оказывается, мама не идеал, у нее тоже были проблемы". Не обесценивая его чувств, надо показывать, что несчастная любовь - это опыт, а не повод рушить жизнь, бросать образование, работу.

Когда ребенок весь в своей любви, а надо выбирать вуз.

Ирина Кураж: В такой ситуации я привела старшего сына на стройку у дома. Объяснила: "Тебе нужна работа. Ты же влюблен. Как ты будешь ухаживать за Олей? Видел, какой у нее дорогой портфель? А если вы собрались жить вместе, то вуз тебе ни к чему, нужно содержать семью. Иначе как будешь в глаза ее папе смотреть?" Это сына очень отрезвило. Ругать подростка бессмысленно. Когда ему говорят: "Какая любовь? Учись!", он делает ровно наоборот. А тут вы принимаете его чувства.

Нужно познакомиться с избранником?

Ирина Кураж: Конечно! Устраивайте дни рождения, мероприятия, спрашивайте, надо ли эту девочку, мальчика пригласить. Да и вообще, когда речь о подростке, родители должны знать, с кем он дружит и тем более, в кого влюблен. Потому что, с точки зрения девочки, например, эти взрослые дяденьки с цветами на красивых машинах - тоже про любовь.

Можно давать свою оценку? Некоторые родители критикуют даже внешность, весьма ядовито.

Ирина Кураж: Это и есть обесценивание его выбора. Давать оценки, когда он влюблен - значит быть врагом своему ребенку. Мало того, чем больше родитель говорит "это плохая девочка", тем больше подросток будет делать все наоборот. А если он сам проходит через испытание, то, смотришь - ему уже и не нравится тот человек.

А если он приходит в слезах, что его бросили?

Ирина Кураж: Дайте возможность выплакаться. Если ребенок разочаровался, расстался, но ему не дали прожить это, горе может "фонить" всю жизнь. Часто говорят: "Да сколько у тебя таких будет!" Так нельзя. Это же первая любовь. Если правильно из нее выйти, это будет ценным опытом, а не раной, которая не заживает.

Первая любовь часто приходится на школьные годы. Какова тут роль учителя?

Ирина Кураж: Профдеформация есть почти у всех учителей, больше десяти лет работающих в школе. Что это значит? Их "внутренний ребенок" почти умер. "Внутренний ребенок" - это собственные эмоции, которые помогают понять подростков. Когда у учителя профдеформация, у него есть только "надо!". К таким не дай бог попасть со своей историей влюбленности. Высмеют, вызовут родителей на ковер. Могут поставить двойку и при всех прокомментировать: "А меньше надо бегать в параллельный класс!" А если "внутренний ребенок" жив, жива способность настроиться на подростковую волну. Дети таким учителям доверяют, делятся тайнами. Часто такие педагоги могут, например, через литературу учить отношениям, говорить о любви.

А одноклассники сейчас травят влюбленные парочки?

Ирина Кураж: Если подросток лидер - сможет за себя постоять. Если аутсайдер - история будет другая. Расскажите, что чувства не нужно показывать всем: долго стоять вместе, ходить за ручку. Можно гулять вне школы, переписываться. Сделайте акцент: таиться нужно не потому, что ребенок какой-то не такой. Просто есть внешние факторы. И ты должен быть мудрее и не открываться всем.

Визитная карточка
Фото: Фото из личного архива

Ирина Кураж - российский психолог, преподаватель, автор книг для родителей "Адаптация лучших родителей к школе", "Записки практикующего психолога. MIX" и других.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться