16.02.2023 22:25
    Поделиться

    Проект "Мой учитель Леонардо" о творчестве Анатолия Зверева представили в Музее AZ

    Название нового проекта Музея AZ, посвященного творчеству Анатолия Зверева, "Мой учитель Леонардо" звучит эпатажно.
    Один из главных экспонатов выставки - инсталляция, превратившая тексты Зверева в орбиту движения.
    Один из главных экспонатов выставки - инсталляция, превратившая тексты Зверева в орбиту движения. / Предоставлены Музеем AZ

    Работы Анатолия Зверева чаще сравнивали с Ван Гогом (как, например, Георгий Костаки) или с Матиссом (серия ню, которую можно увидеть на выставке, это сравнение подкрепляет). О избирательном сродстве с Леонардо говорит, пожалуй, лишь собственное признание Зверева в автобиографии: "Учителем себе я избрал Леонардо да Винчи".

    Выбор недостижимой "ролевой модели" выглядел почти юродством: где Леонардо, итальянское Возрождение и где мальчик из беднейшей московской семьи, который учился живописи в Доме пионеров? С таким же успехом можно выбрать себе в учителя Солнце. Но с другой стороны, если это эпатаж, то вполне в духе футуристов. В этом смысле Анатолий Зверев, скорее, ученик художников русского авангарда, которых в отсутствии решительных жестов трудно упрекнуть.

    С авангардистами Зверева, кстати, сближает не только склонность к эпатажу, но и театральности жеста, он умел превращать работу с моделью в род перформанса, чаруя, играя, виртуозно работая... Но почему, спрашивается, "избирая себе учителя", он не выбрал ни Ларионова, ни Малевича, ни Любовь Попову, работы которых он наверняка видел у Георгия Костаки, у которого он часто бывал? Не потому ли как раз, что для окружения Зверева, людей, с которыми он общался, авангард был, конечно, Атлантидой, которую надо найти и спасти, но и безусловной ценностью. И выбор в учителя Леонардо был своего рода повторением авангардистского жеста по отношению к самим авангардистам.

    Не случайно в одном из своих трактатов причину начала работы над ним художник описывает так: "Я получил приглашение написать эту теорию. Очень доволен, что лишний раз буду иметь удовольствие диктовать живопись. Я, повторяю, радостно берусь за это приглашение: тем более что мне самому не мешает лишний раз познакомиться с теорией такого рода занятия, как живопись; к тому же, следуя заветам нашего давнишнего друга Леонардо, душа переполняется чувством традиционного. И вот мы снова учимся".

    Конечно, он поддразнивает читателя. Конечно, он стилизует свой текст под старинное письмо. Это ничего, что "иметь удовольствие" из лексикона XIX века соседствует с нежданным "диктовать живопись". Собственно, именно в рукописных трактатах Зверева Леонардо и появляется часто. Иначе говоря, лучше всего он знаком с творчеством Леонардо именно по его письменному наследию. Логично, что диалог с Леонардо художник ведет не столько в живописи, сколько в тетрадках, которые исписывал вдоль и поперек, снабжал рисунками... Вот и важнейшей частью подготовки нынешней выставки "Мой учитель Леонардо" стали оцифровка письменного наследия Зверева и факсимильное издание "Трактата о живописи" 1959 года.

    На самой же выставке "Трактат о живописи" можно не только почитать в оцифрованном виде. Для зала на третьем этаже Алексей Шульгин сделал инсталляцию, превратив тексты Зверева в "ленту", обрисовывающую орбиту движения. Бегущая "ночная тень" сменяется "рассветом", словно зависит от движения Солнца. Но главным героем выставки, конечно, остается сам Анатолий Зверев. Особое внимание привлекают четыре портрета - портреты Георгия Костаки (1958), композитора Игоря Маркевича (1963), учителя живописи Николая Синицына (1967) и актера театра Таирова Александра Румнева (1958).

    Встречает зрителей серия автопортретов Анатолия Зверева, где он "примеряет" разные образы

    Собственно, это и есть те учителя, которых Звереву послала судьба. Именно Александр Румнев дал почитать молодому художнику двухтомник Леонардо. Именно Николай Синицын учил его живописи. Именно Игорь Маркевич сделал первые зарубежные выставки Анатолия Зверева, показав его работы на выставках в Париже и Брюсселе. Это Маркевичу стоило карьеры в СССР. Именно Георгий Костаки, чей дом стал своим для Анатолия Зверева, показывал ему сокровища своей коллекции.

    Нынешний проект открывает и новые работы Зверева в коллекции Музея АZ. Среди недавно приобретенных - чудесные пейзажи и портреты поэта Арсения Седугина. А встречает зрителей серия автопортретов Зверева, где он "примеряет" образы богемного художника, Ван Гога, ценителя искусства с пенсне, вольнодумца XIX века в шляпе с бантом, который пользуется гусиным пером, дворового хулигана с фингалом под глазом... И где же он настоящий? Зритель решит сам.

    Навигатор

    Выставка "Мой учитель - Леонардо" открыта в Музее Анатолия Зверева (2-ая Тверская-Ямская улица, дом 20-22) до 5 ноября.

    Цена входного билета - 400 рублей.

    Поделиться