16.02.2023 17:00
    Поделиться

    Руководитель Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов: Какие здания-памятники и жилые дома восстановят в столице в 2023 году

    Москвичей радует, когда на улицах города вместо обветшавших пятиэтажек вырастают современные дома с комфортабельными квартирами, а на вчерашних пустырях зеленеют новые парки и скверы. Но есть в столице немало мест с историей, которые хотелось бы сохранить в неприкосновенности для детей и внуков. Тех, которые, собственно, и делают Москву Москвой, городом с прошлым и узнаваемым лицом. Что делается для этого и что будет сделано в ближайшем будущем? Об этом шел разговор на "Деловом завтраке" в редакции "Российской газеты" с руководителем Департамента культурного наследия Москвы Алексеем Емельяновым.
    Алексей Емельянов: В 2023 году финансирование реставрационных работ в столице увеличилось на 30%.
    Алексей Емельянов: В 2023 году финансирование реставрационных работ в столице увеличилось на 30%. / Олеся Курпяева / РГ

    Алексей Александрович, на недавнем заседании президиума правительства Москвы принято решение отреставрировать усадьбу Покровское-Стрешнево. Почему она важна для города? Что там будет сделано?

    Алексей Емельянов: Покровское-Стрешнево - не только памятник архитектуры федерального значения, но и один из самых красивых природных парков Москвы, раскинувшийся на огромной территории - более 220 гектаров.

    Напомню, в середине XVII в. была возведена церковь "Покрова Богородицы" - и местность стала именоваться "Село Покровское". В 1664 г. Покровское купил Родион Матвеевич Стрешнев, воспитатель царевича Петра Алексеевича, принимавший участие в венчании Петра I на царство. Название усадьбы соединило в себе наименование села - Покровское и фамилию её владельцев - Стрешневых. Стрешневы владели имением более 250 лет, вплоть до революции 1917 года.

    В 1775-м Покровское-Стрешнево посетила Екатерина II, которая по преданию искупалась в уникальном роднике усадебного парка. По одной из версий, именно это событие дало такое красивое название, сохранившемуся до наших дней, роднику - "Царевна-лебедь".

    Последние преобразования усадьбы связаны с именем Евгении Федоровны Шаховской-Глебовой-Стрешневой. В 1880-е годы она задумала превратить родовую усадьбу в своеобразный средневековый замок. С торцевых сторон господского дома пристроили флигели в виде стилизованных башенок, а над старой частью здания надстроили четырехбашенную "корону". Вокруг усадьбы возвели мощную каменную ограду с башнями из красного кирпича в русском стиле и кованые боковые ворота.

    В девятнадцатом веке в окрестностях Покровского-Стрешнева строились и сдавались внаем дачи, которые считались фешенебельными и дорогими. В 1807 году здесь жил и работал историк Николай Карамзин, в 1856 году в Покровском-Стрешневе Лев Толстой впервые встретил свою будущую жену.

    В усадьбе и сейчас можно увидеть и девятнадцатый, и двадцатый века. Усадебный комплекс очень обширный: включает в себя господский дом в стиле классицизма, вотчинный храм XVII века, постройки в псевдорусском стиле, старинные оранжереи.

    В каком состоянии дошла усадьба до наших времен?

    Алексей Емельянов: В аварийном. Особенно ей досталось в 90-е годы прошлого века, постоянная смена собственников, суды, пожары, вандализм сильно повредили усадьбу. В собственность Москвы Покровское-Стрешнево попало только в 2016 году. По решению мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина почти сразу же началась работа над проектом реставрации усадьбы. Он оказался очень непростым, так как была поставлена задача восстановить и постройки: господский дом, оранжерею, флигели - и парковую территорию с береговой линией сохранившихся шести прудов, чтобы каждый москвич, придя сюда, смог найти то, что ему по душе. Кому-то интересно посмотреть на архитектуру усадьбы, а кому-то - просто погулять по парку, подышать свежим воздухом, позаниматься спортом.

    Все работы по комплексной реставрации усадьбы должны завершиться к концу этого года. На данный момент уже завершены работы по сохранению фасадов главного дома, завершаются работы по ремонту кровли, по реставрации оранжереи и кирпичной ограды, также продолжаются кропотливые работы по реставрации интерьеров.

    В последние годы у Москвы, как и у страны, добавилось много проблем. Только пережили пандемию коронавируса, как началась спецоперация, потребовавшая и помощи семьям мобилизованных, и участия регионов в восстановлении новых территорий. Как это сказалось на финансировании реставрации памятников истории и культуры? Не уменьшилось ли оно, и как следствие, сам объем работ?

    Алексей Емельянов: Несмотря ни на какие внешние воздействия, Москва не остановила ни одну городскую программу. Безусловно, и программа финансирования реставрации не является исключением. В 2022 году реставрация шла более чем на 700 памятниках, на 216 из которых завершилась. Финансирование реставрационной программы на 2023 год увеличилось на 30 процентов посравнению с прошлым годом. Кроме того, чтобы поддержать реставрационную отрасль, решением мэра Москвы в апреле прошлого года определен ряд беспрецедентных мер, призванных облегчить в текущей обстановке проведение реставрационных работ на объектах культурного наследия.

    В этом году наконец-то начнется восстановление колокольни храма во имя Святой великомученицы Екатерины на Бауманской. Фото: Пресс-служба Моснаследия

    Во-первых, автоматически на год были продлены сроки действия выданных разрешений на проведение работ по сохранению памятников архитектуры. Это дало реставраторам и инвесторам, вкладывающим деньги в восстановление исторического наследия, возможность спокойно работать, не волнуясь, что в какой-то момент они могут не уложиться в отведенный срок и придется заново переоформлять документы.

    Во-вторых, для региональных и выявленных объектов были сокращены сроки выдачи разрешений на проведение противоаварийных и ремонтных работ с 30 до 10 рабочих дней, а на проведение работ по реставрации, приспособлению, научно-исследовательских работ - с 15 до 10 рабочих дней.

    В-третьих, проектная документация на проведение реставрации региональных и выявленных объектов теперь может подаваться в электронном виде. Это тоже сокращает время на оформление соответствующей документации. Все эти меры позволили не только не сбавлять динамику реставрации и сохранения памятников, но и улучшить её.

    В "Метрополь" часто приходят просто полюбоваться историческими интерьерами. Фото: Пресс-служба Моснаследия

    Дефицит импортных материалов в условиях санкционного давления не тормозит реставрацию?

    Алексей Емельянов: Я считаю, что нет смысла делить реставрационные материалы на импортные и отечественные, надо делить - на качественные и некачественные. Проблем с качественными смесями и составами, которые могут быть использованы при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, у нас нет. Но, безусловно, необходимо развивать собственные российские технологии, помогать продвижению несильно заметных на рынке отечественных производителей.

    Именно поэтому в ноябре 2022 г. правительство Москвы в залах центра современного искусства "Винзавод" впервые провело выставку, посвященную теме импортозамещения в реставрационных материалах и технологиях. Выставка показала, какой именно смысл сегодня город вкладывает в понятие "импортозамещение" в реставрации. Во-первых, городу нужны кадры, нужны люди, которые завтра будут развивать реставрационную отрасль. Именно поэтому выставка началась с соревнования молодых реставраторов среди студентов профильных колледжей. Также нам важно учитывать потребности профессионалов, прислушиваться к их мнению, поэтому большое внимание было уделено лекциям, мастер-классам ведущих реставраторов.

    Более того, в мероприятии приняли участие и инвесторы, которые вкладывают свои деньги в сохранение культурного наследия. Ну и, конечно, на выставке было представлено более 100 новых решений в реставрации. Выставка показала, что в России и в Москве, в частности, есть собственные ресурсы и технологии, способные обеспечить устойчивое развитие реставрационной отрасли.

    Над чем реставраторы работают в этом году?

    Алексей Емельянов: Как я уже говорил ранее, реставрация в 2022 году шла более чем на 700 памятниках. И я бы хотел рассказать о самых знаковых из них. В данный момент готовится к восстановлению уникальный памятник 14 века - комплекс строений Симонова монастыря. В 2021 году на его территории за счет средств городского бюджета прошли научно-исследовательские работы, в ходе которых специалисты детально изучили восемь строений обители, давно требующих качественной реставрации. Это касается новой и старой трапезных, солодежни, палат, трех крепостных башен: Дуло, Кузнечной и Солевой; а также части крепостной стены. Сейчас идет разработка проектов для предстоящих работ. Постараемся закончить ее в этом году, а в 2024-м начать непосредственно реставрацию.

    Комбинат "Правда", построенный в 1935 году, будет выставлен на торги. У него великолепные возможности для современного приспособления

    А прогуливаясь по улице Бауманской, москвичи, наверняка, обратили внимание, что пришедшая в аварийное состояние колокольная Екатерининского храма, построенная в 1915 году по проекту Николая Благовещенского, стоит в реставрационных лесах. В этом году долгожданные работы по восстановлению колокольни наконец начнутся.

    Мэром Москвы принято решение и о реставрации усадьбы Виноградово на Дмитровском шоссе, интереснейшего архитектурного ансамбля с потрясающим парком, памятника федерального значения. В семнадцатом веке деревня Виноградово принадлежала Гаврилу Пушкину, предку поэта, в 1758 году ее купил обер-прокурор Правительственного сената Александр Глебов. Он и завершил оформление усадьбы: при нем разбили регулярный парк с прудами. Там бывали Гавриил Державин, Николай Карамзин, Иван Крылов… В собственность города усадьба перешла только в 2020-м году, и практически сразу же были проведены противоаварийные работы. Теперь дело дошло и до реставрации.

    За судьбу доходного дома М.В. Голубицкой москвичи больше могут не тревожиться. Фото: Пресс-служба Моснаследия

    У Москвы очень разнообразное наследие. Я могу рассказать об археологии, палатах 17 века, доходных домах начала 20 века, конструктивизме, так называемой сталинской архитектуре. Есть гигантские по территории объекты, как ВДНХ, а есть и крошечные, вроде флигелька на Остоженке, обнаруженного на задворках уже отреставрированной усадьбы Варвары Петровны Тургеневой, в котором жил дворник Герасим. До недавнего времени маленький невзрачный домик находился в частных руках. Наши коллеги из Департамента городского имущества города Москвы добились его передачи в собственность города, и в 2024 году предусмотрено полное завершение работ по восстановлению флигеля.

    Я уверен, что новая экспозиция, которая там появится, когда особняк и этот флигель предстанут в едином комплексе, сделают намного интереснее весь музей и для взрослых, и для детей.

    Метр за рубль

    Москву в последние годы отличало то, что помимо своих бюджетных средств она привлекала к реставрации памятников деньги инвесторов. В частности, популярностью пользовалась программа рубль за метр. Не снизился к ней интерес?

    Алексей Емельянов: Интерес не снизился. В Москве больше половины памятников уже на протяжении последних лет семи реставрируются за счет частных средств. Программа льготной аренды "1 рубль за 1 квадратный метр" - это один из способов работы города с частными инвестициями в культурное наследие, она позволяет восстановить объекты, находящиеся в неудовлетворительном состоянии. Программа пользуется спросом среди пользователей и продолжает расширяться.

    С 2012 года в рамках программы реализован 31 объекткультурного наследия, 22 из них уже отреставрированы.

    В числе объектов, отреставрированных по программе в прошлом году: флигель городской усадьбы начала XIX века в Гороховском переулке (дом 19, строение 4), а также доходные дома Г.К. Горбунова 1905 года (архитектор Ю.Ф. Дидерикс, 1906-1911 годы, архитектор О.Г. Пиотрович), где в 1908-1917 годах работала типография по изданию старообрядческой литературы, - доходный дом с типографией 1908 года (архитектор О.Г. Пиотрович) на улице Девятая Рота (дом 16).

    В 2022 году в программу были включены еще 4 объекта:

    Городская усадьба - Фряновская шерстопрядильная мануфактура на Воронцовской улице (д. 19А, стр. 2); городская усадьба Лепехиных на Андроньевской площади (д. 4, стр. 3); ансамбль городской усадьбы семьи Тарасовых - Конюшни в Скатертном переулке (д. 4/2, стр. 2).

    Нашла своих правообладателей и водоемная башня на станции Москва - Товарная Рязано-Уральской железной дороги, что в 1-м Павелецком проезде. Очень интересный объект с точки зрения приспособления под современные нужды. Представляете, водоемная башня из темно-красного кирпича с фигурными окнами и узорчатой кладкой когда-то снабжала водой находящееся рядом депо и подъезжающие паровозы. А сейчас инвестор предлагает расположить здесь экспозицию картинной галереи.

    Что еще арендаторы открывают в зданиях-памятниках после реставрации?

    Алексей Емельянов: где-то появляется гостиница, где-то жилье, где-то кафе, цветочный магазин… Мой любимый объект из этой программы - одна из первых в Москве трамвайных остановок в Красностуденческом проезде. Чугунный павильон, мимо которого ходили трамваи, в одном из которых кондуктором работал Константин Паустовский. Москвичи очень переживали, что эту остановку, как и другие такие же, снесут. А ее восстановили и теперь пассажиры с удовольствием заходят в открывшуюся под ее крышей кофейню выпить чашечку кофе.

    Когда на аукционы по программе будут выставлены новые памятники?

    Алексей Емельянов: В 2023 году на торги будут выставлены как минимум три объекта: главный дом городской усадьбы Шубиных-Сытенко-Владимирова на Малой Дмитровке, 12 стр. 2 (часть здания), деревянный дом купца Виноградова во 2-м Крутицком переулке, 14, а также дом, в котором жил скульптор Николай Андреевич Андреев в Большом Афанасьевском переулке, дом 27 (стр. 2,3,4).

    До конца года будет готов проект реставрации уникального памятника XIV века - комплекса строений Симонова монастыря

    И что, много бывает желающих принять участие в таких аукционах?

    Алексей Емельянов: Да, безусловно, желающие есть.

    Надо сказать, что иногда конкуренция за объекты на аукционах разгорается серьезная - например, в прошлом году за право арендовать каретный сарай городской усадьбы Лепехиных на Андроньевской площади (д. 4, стр. 3) 9 инвесторов соревновались 13 часов.

    Случается ли, арендаторы здания-памятников нарушают правила пользования ими? Что их ожидает в таких случаях?

    Алексей Емельянов: Ответственность предусмотрена жесткая, вплоть до изъятия памятника и до уголовной ответственности. Но работа, направленная на профилактику, привела к тому, что в последние годы нарушений становится все меньше. Например, долгое время не брался за реставрацию собственник главного дома городской усадьбы в районе Тверского бульвара. Пришлось обратиться в суд с иском об изъятии.

    В суде пришли к мировому соглашению, что здание все-таки будет восстановлено. Причем прописали конкретный срок, когда это должно произойти, - 2023 год. Зафиксировали и еще одно условие: если реставрация не будет проведена, объект просто перейдет в собственность города и для этого даже не потребуется повторного рассмотрения вопроса на суде.

    Похожая ситуация была с объектом в районе Преображенки. Тоже пришлось обращаться в суд. Но и здесь реставрационные работы, я надеюсь, завершатся в этом году. Хочу подчеркнуть: у нас нет цели что-то у кого-то отнять, но и мириться с разрушением наследия города мы не намерены.

    Градозащитники говорят, что в последнее время практически невозможно поставить под охрану вновь выявленные памятники. Это так?

    Алексей Емельянов: Нет, не так. Только за 2022 год взято под охрану более 130 памятников, а за последние пять лет - свыше 600.

    Но при этом мы же не в социалистическом соревновании участвуем. Нет задачи в текущем году выявить на 20 процентов больше памятников, чем в прошлом. Мы внимательно рассматриваем каждую заявку, работают эксперты, идет оценка. Когда речь идет о выявлении уникальных исторических, культурных, мемориальных, архитектурных объектов, по-другому и быть не должно.

    Приведите пример одного из самых молодых объектов культурного наследия Москвы из выявленных?

    Алексей Емельянов: Дворец пионеров на Воробьевых горах. Кто-то, наверняка, улыбнется, услышав об этом. "Ну, что там охранять?" - спросите вы! Но вспомним, что возвели его в 1962 году, получается, проект был согласован еще несколько лет до этого, то есть прошло всего меньше десяти лет после окончания строительства таких символов послевоенного Советского Союза, как сталинские высотки и ВДНХ. Появление Дворца пионеров стало настоящей революцией в архитектуре! Он стал символом новой, простой, ясной, архитектуры, пришедшей на смену тяжелому сталинскому ампиру. Это одно из самых красивых зданий - образцов советского модернизма в Москве.

    Еще недавно, когда мы чаще ездили в Париж, Лондон, Прагу и другие европейские города, нередко невольно завидовали тому, что там на одном и тоже же самом месте веками стоят магазин, аптека, булочная. А почему у нас сегодня даже в домах-памятниках едва успеваешь следить за сменой вывесок? Чем, по-вашему, это объясняется? Менталитетом, традициями, отсутствием культуры?

    Алексей Емельянов: Столько трагизма звучит в Вашем вопросе! А если задуматься над теми же традициями? Есть у нас, русских, например, традиция ходить в баню. Ну и стоят Сандуновские бани на том же месте, где Сила Сандунов (актер, чей талант был замечен Екатериной Великой) построил их в 1808 году. Им больше 200 лет.

    Или вспомним, скажем, самую маленькую в столице Лялину площадь. На этой площади пяти углов, как еще ее называют, неподалеку от Чистых прудов, висит вывеска на старый манер "БулоШная" - именно так звучит старомосковская норма произнесения буквосочетания "чн". Булки здесь продавали еще до революции. Купить вкусную выпечку, насладиться историческим интерьером и видом из окон на уютные улочки старой Москвы можно и сегодня. Возродилась "Булошная" в 2003 году.

    Шагаем по Москве дальше. Новый фильм можно посмотреть в "Художественном" - старейшем в Москве кинотеатре с более чем столетней историей.

    Следующий пример - Дом Наркомфина, один из знаковых памятников советского авангарда и конструктивизма, который не просто сохранили и отреставрировали, но и оставили его историческую функцию, это снова жилой дом со всеми изюминками дома-коммуны, заложенными архитектором Моисеем Гинзбургом. Также функцию сохранили и гостиницы "Метрополь", "Националь", магазин "Армения"… Или, например, один деревянный домик в районе Чистых прудов до наших дней сохранил жилую функцию. Все эти здания живут своей первозданной жизнью. И это прекрасно.

    Да, есть и другие примеры. Например, в доме на Пречистенке, 15 находится Почта России. Но и пекарская артель времен НЭПа, которая здесь была в начале прошлого века, не канула в лету - о ней на фасаде здания напоминает вывеска "Артель Хлебопек". восстановленная городскими активистами. Это тоже наша история.

    Или взять на Гоголевском бульваре особняк Васильчиковой - Оболенского - фон Мекк, которым владели представители известных в России фамилий и которое видело многих великих людей: тут пел Федор Шаляпин, играл на рояле Сергей Рахманинов. В 1956 году особняк отдали Центральному шахматному клубу. И сегодня сюда может прийти поиграть в шахматы любой желающий.

    Троллейбусное депо на Лесной стало самым крупным в Европе фудкортом, а ГЭС-2 превратилась в интересный выставочный центр… Не вижу ничего плохого в том, что после грамотной реставрации исторических объектов в Москве рождаются хорошие идеи их современного использования. Ведь памятники архитектуры, в которые удалось вдохнуть новую жизнь, гармонично вписываются в ритмичную жизнь города, их посещают люди, получают удовольствие от проходящих там выставок, фестивалей, наслаждаются атмосферой города, в котором они живут.

    Узнай свой город

    Москвичей, которые родились в Москве, очень немного: по одной из последних переписей не более трех процентов. Большая часть жителей говорят о себе с иронией: мы из тех, которые понаехали в Москву, да тут и остались. Как, по вашим наблюдениям, интересен им город, который они выбрали для жизни, а многие и для того, чтобы сделать его родиной для своих детей?

    Алексей Емельянов: Горожан, которым интересно, почему их улица, скажем, называется Саратовской и почему она расположена в районе Текстильщики, где и ткачей-то нет, с каждым годом становится все больше. Сужу об этом хотя бы потому, что запись на многие экскурсии в Дни культурного наследия, когда старинные особняки и усадьбы, доступ к которым в обычное время ограничен, открывают свои двери для проведения специализированных мероприятий, кончается буквально в считанные минуты.

    Я работаю во главе Департамента седьмой год. Помню еще время, когда мы устраивали такие экскурсии только дважды в год: в Международный день охраны памятников и Международный день музеев, а запись на них велась по живой очереди. Интерес горожан к теме культурного наследия столицы рос с каждым годом. Сначала период проведения экскурсий был увеличен до семи дней, теперь экскурсии проводятся в течение более чем месяца с 18 апреля до конца мая.

    Запись - электронная, на портале "Узнай Москву" записаться на экскурсию может любой желающий. Но все равно нас нередко упрекают: вы, наверное, записываете только своих... Нет, конечно же, просто растет число людей, которым действительно интересны история, архитектура, культура Москвы. И мы, конечно же, этому рады. Стараемся устраивать самые востребованные экскурсии и в дни выставок, и во время проведения молодежного форума "Наследие".

    Запускаем все больше проектов, которые могут дать почувствовать Москву своей всем горожанам от мала до велика. Для детей, например, проводим конкурс "Наследие моего района", приглашаем рисовать вместе с внуками их бабушек и дедушек. Я уверен: чем меньше в городе будет людей, равнодушных к культурному наследию, тем ярче будет жизнь в Москве для всех жителей.

    Кому реставрация, а кому - просто ужас

    В Москве много жилых памятников реставрируется по программе капитального ремонта. Вы участвуете в этом процессе? Как оцениваете итоги?

    Алексей Емельянов: Сама программа капремонта не предусматривает реставрационных работ. Для нее что здание - памятник, что не памятник - все равно, условно говоря, 10 копеек за квадратный метр. И это было большой проблемой для домов с ценными архитектурными элементами: с лепниной на фасадах, живописью в общих зонах, декоративными карнизами, барельефами, художественными ограждениями балконов и парапетов.

    В 2019-м году мэр Сергей Собянин принял решение о выделении целевых субсидий Московскому фонду капремонта для приведения таких домов в порядок. Сложилась система: на свои деньги фонд проводит капремонт, на городские средства - реставрирует элементы, представляющие собой предмет охраны. И вот в прошлом году реставрационные работы в 15 из 380 многоквартирных домов, взятых под охрану, завершились. Результат прекрасный и в доходном доме Голубицкой на Остоженке, который был в критическом состоянии, и в доме с гостиницей Я.М. Толстого на Арбате. Тонкая работа, хотя далась непросто.

    Наверное, еще и потому что дома многоквартирные и у каждой квартиры - свой хозяин…

    Алексей Емельянов: Да, для кого-то из жителей важнее всего сохранность исторического облика, а кому-то важно поставить современные лифты, положить в подъезде современную, долговечную плитку, а кому-то и вовсе хочется лишь бы поскорее весь этот ужас, связанный с ремонтом, закончился. И тут необходимо соблюсти баланс между техническими требованиями, которые предъявляются к современным зданиям и уникальностью, подлинностью объекта.

    Если, например, лифт не входит в предмет охраны, так почему же не заменить его на более современный и безопасный? Но если же дело касается элементов, представляющих собой предмет охраны, тут, безусловно, необходимо проводить реставрацию в строгом соответствии с согласованным проектом.

    План по проведению капитального ремонта жилых домов, являющихся объектами культурного наследия, на 2023 год снова большой, планируется восстановить 18 объектов. Значится среди них и знаменитый Дом со зверями на Чистых Прудах, судьба которого волнует небезразличных москвичей. В настоящее время ведутся проектные работы, весь декор будет расчищен, исследован и отреставрирован. Приведут в порядок также утраченные элементы на балконах.

    Когда закончится затянувшаяся реставрация здания на Улице Тверской, 10, где была знаменитая булочная Филиппова, а позднее гостиница "Центральная"? Она стоит за фальшь-фасадом уже более 10 лет…

    Алексей Емельянов: Напомню, это здание памятником архитектуры не является, но в интерьерах выявлено много ценных элементов. В результате непростых переговоров Мосгорнаследию удалось достичь договоренности с собственником здания о сохранении этих элементов, инвестор восстановит и живопись, и скульптуры, и лепнину.

    Сейчас все ценные элементы находятся на реставрации. Надеюсь, работы по реконструкции с применением реставрационных методов завершатся по плану, и мы, наконец, увидим отреставрированные главный фасад и интерьеры знаменитой Филипповской булочной.

    А сама булочная, гостиница тоже откроются?

    Алексей Емельянов: Да, по проекту там будет и булочная, и гостиница.

    В одной части бывшего трамвайного депо на Нижней Масловке уже открылись бани "Жар-птица". А во второй части еще продолжаются работы, что там будет?

    Алексей Емельянов: Проект реализован частично, и уже эксплуатируется. Насколько я знаю, комплексное завершение работ планируется к осени.

    Диггеры давно мечтают сделать в коллекторе реки Неглинки подземный музей. Как смотрите на эту идею?

    Алексей Емельянов: Объект, конечно, интересный. Но как его сделать полноценным музеем с сохранением противопожарных норм, норм безопасности? Пока не очень понимаю.

    Ну и в заключение - вопрос о судьбе соседа "Российской газеты" - комбината "Правда". Семнадцать лет прошло после пожара в редакции "Комсомольской правды", которая последней занимала его. С тех пор здание пустует и, естественно, разрушается. Что ждет этот памятник эпохи конструктивизма?

    Алексей Емельянов: Да, я помню, как был у вас на встрече в 2019-м году и с радостью сообщил, что в ближайшее время собственник начнет противоаварийные работы, а потом займется и реставрацией. Спустя год я уже с меньшим энтузиазмом говорил о предстоящих работах… И вот прошло еще два года. Уникальное здание, построенное в 1935 году по проекту архитектора Ильи Голосова, будет выставлено Дом.РФ на торги.

    И теперь я хочу обратиться к читателям "РГ", среди которых может оказаться потенциальный новый пользователь объекта: здание комбината газеты "Правда" - прекрасный объект с потрясающей локацией и замечательными соседями, с великолепными возможностями современного приспособления, с реставрацией поможем. Тем, кому дорога его судьба, - следите за новостями на Дом.РФ.

    Поделиться