Как он отразится на отрасли? Возьмем градообразующие рыбохозяйственные предприятия, которых в Хабаровском крае восемь. Они обеспечивают финансовую деятельность поселков за счет вылова биоресурсов. Если в соответствии с предложенными поправками в закон эти компании будут выходить на электронные торги и проиграют, то их рыболовные участки (РЛУ) достанутся победителю аукциона, причем совсем не обязательно зарегистрированному на территории края. Ответ на вопрос: "А что будет с поселком, жизнедеятельность которого обеспечивало проигравшее торги предприятие?", думаю, очевиден.
Другая ситуация. Местное предприятие не является градообразующим, но проводит инвестиционную политику, то есть вкладывает деньги в основные средства - строит перерабатывающий завод и создает рабочие места. Соответственно, свободных финансов для участия в электронных торгах у него нет. Значит, компания лишается рыболовного участка, и инвестиции в завод обнуляются - перерабатывать нечего. Можно, конечно, сказать: так продайте завод новому владельцу РЛУ. Но даже если тот захочет приобрести переработку, то явно будет выкупать не за ту сумму, которая была вложена в строительство и оснащение.
В нашем крае промысел на участках ведут больше сотни предприятий. И около половины являются базовыми, то есть имеют в пользовании не один РЛУ и развивают собственную переработку. Но уже с 2026 года, когда будут заканчиваться сроки действия договоров, рыбаки начнут лишаться участков, в первую очередь речных.
Уже сейчас значительная часть РЛУ не соответствует договорам по координатам, ведь русло реки постоянно меняется. К примеру, в Ульчском районе в перечне нет ни одного промышленного участка, включенного в обновленный перечень РЛУ. В Охотском районе участки вошли в перечень, но для 60 процентов из них по распоряжению регулятора требуется корректировка границ. В Николаевском районе этот показатель - около десяти процентов.
Все участки, не включенные в перечень по причине несоответствия границ, могут просто "выпасть" и уйти на электронные торги, а ведь сегодня на них ведут лов ключевые игроки рыбной отрасли нашего края.
Между тем есть действенный вариант справедливого распределения этих зон. Для рыбоводных участков (РВУ) существует механизм внеаукционного закрепления. Если пользователь РВУ добросовестно соблюдает договор, то новый договор с ним заключается без конкурса. В случае изменения гидрологической обстановки границы участка могут быть откорректированы, но без права его увеличения.
Мы предлагаем распространить механизм предоставления преимущественного права пользования рыбоводными участками на рыболовные для добросовестных предприятий. Единственное проблема в том, что в договорах на пользование РВУ обязанности компании четко прописаны: она должна построить рыбоводный завод и выпустить определенный объем мальков. А в договорах для РЛУ только общие