Устроено все просто: заказывая кофе или чай, вы сами решаете, в одноразовый или многоразовый стаканчик его нальют. И если выбрали второе, то при следующем посещении должны будете вернуть посуду. Крепкий полупрозрачный стакан с логотипом проекта, по словам одной из основательниц капшеринга Марии Янцен, может заменить более 500 одноразовых - столько моек он выдержит.
- Я сама предприниматель, у меня есть успешный IT-бизнес. Несколько лет назад увлеклась вопросами экологичного образа жизни, занялась волонтерством, тушу лесные пожары. И вот появилось желание создать бизнес в сфере, которая мне по душе. Инвестиции в проект идут из моего основного бизнеса, - рассказывает Мария.
Сейчас она вместе с соратницами тестирует новый сервис. Кофейни получают стаканы в аренду - платят за них примерно 10 рублей в день, а вот для клиентов все пока на доверии. И они его оправдывают: примерно половина посетителей выбирает именно многоразовые стаканы и потом приносит их назад. Летом капшеринг попробуют внедрить и на традиционных массовых мероприятиях Екатеринбурга.
- Мы не хотим, чтобы это оказалась очередная экоакция, хайп для привлечения внимания. Мы стремимся сделать продукт, который станет успешным. Просчитать его трудно: проект новый, необычный. Неизвестно, будут ли люди при массовом внедрении аккуратны со стаканами. Возможно, введем залоговую сумму, которую покупатель получит обратно, возвращая стакан, - объясняет предпринимательница. - Как проект начнет окупаться, пока непонятно, - это эксперимент. Когда к нам присоединятся хотя бы 20 кофеен с регулярным оборотом стаканов, можно будет говорить о прибыли.
Прибыльность, выгода экологических проектов - больная тема. Чаще всего все держится на энтузиазме, сознательности активистов. Самых последовательных из них называют зеровейстерами. Zero waste - ноль отходов - это концепция жизни с минимальным вредом для природы. В наших условиях не самая простая задача.
- В zero waste входят постепенно: начинают сортировать мусор, мыть бутылки и банки - первый шаг. Не покупать ненужное, носить вещи долго, отдавать в ресайклинг - все это наши принципы. Овощи и фрукты для взвешивания кладем в многоразовые мешочки, их продают в магазинах. Готовые салаты в супермаркетах берем в свои контейнеры - продавцы приклеивают ценник прямо к ним. Товары бытовой химии - шампуни, жидкое мыло, зубную пасту - покупаем на развес, - рассказывает уральский зеровейстер Роман. - Кстати, чеки из магазинов надо собирать отдельно от обычной бумаги, их принимают в "Немузее мусора". Но фанатизма не нужно: если упаковка все же используется и копится, винить себя не стоит. Что можешь - сдаешь, остальное выбрасываешь.
Главный поставщик бытовой химии для зеровейстеров - предприятие из Санкт-Петербурга "Голодный леший". В родном городе у него 29 точек продаж, в Москве - 11, в Мурманске и Тюмени по три, а вот в Екатеринбурге всего одна, и это все тот же "Немузей мусора". Под его крышей собраны, наверное, все варианты экоактивностей: и пункт сортировки мусора, и площадка для просвещения, и магазин экотоваров (сюда приносят одежду и посуду для вторичного использования). А главное - здесь всегда людно, по выходным и вовсе аншлаг. Но даже это место при всей его востребованности не может похвастать особой прибылью.
- Основной мой бизнес - переработка электронного лома, и часть доходов я реинвестирую в "Немузей мусора". А дальше за счет вторсырья, экскурсий, магазина и так далее проект способен выживать, платить аренду. При этом у нас сотрудники получают зарплату. Волонтеры - это ненадежный ресурс: он сегодня работает, завтра передумал, а ты в него вложил знания, опыт, - рассказывает сооснователь "Немузея" Илья Капустин.
В инфраструктуру экоцентра входит мусорный хаб возле ТЦ "Мега", станции в школе № 208 и в парке Маяковского. Хотя работать с некоторыми видами сырья нерентабельно, сейчас все, что удается собрать "Немузею", находит потребителей.
- Дальнейшее развитие инфраструктуры - достаточно затратное дело. Мы вместе с партнерами подали пример. Затем дело за региональными операторами, предпринимателями. Определенно это должен делать бизнес - не социальные предприятия, не НКО. Рынок вторсырья, если его сбором занимаются некоммерческие организации, недостаточно прозрачен: непонятно, куда его повезут, повезут ли вообще и все ли доставят. Или возьмут только легко реализуемые фракции, металл и бутылку, а остальное выбросят. Это не проконтролируешь, - уверяет Илья.
В пресс-службе регоператора, "Спецавтобазы", нам рассказали, что в Екатеринбурге сейчас более 800 контейнерных площадок с раздельным сбором ТКО, в основном дуальным (отдельные емкости для пластика). В 2023 году количество оборудованных для сортировки мусора площадок в городе должно превысить 2700. На организацию раздельного сбора и вывоза полезных фракций тратится много ресурсов: необходимы установка контейнеров, логистика, заправка и ремонт мусоровозов, досортировка отходов на мусоросортировочном комплексе. "О выгоде же от сортировки мусора и его переработки можно будет говорить только тогда, когда раздельный сбор ТКО будет доступен везде", - уверяют сотрудники регоператора.
Кстати
В СССР действовали стандарты на упаковку и активно работали пункты приема стеклотары из-под молока, вина, пива и газировки. В Финляндии и некоторых других странах и сейчас можно вернуть деньги за бутылку, включенные в цену напитка. Пункты приема работают в торговых центрах, гостиницах, ресторанах и на улицах. В Великобритании, покупая кофе навынос, ты платишь меньше, если не используешь одноразовую посуду. И многие англичане носят для этого в сумке складные стаканчики.Автоматы по приему тары, так называемые фандоматы, устанавливают сегодня в некоторых городах России: за сданные пластиковые бутылки и алюминиевые банки можно получить бонусные баллы на карты магазинов крупной торговой сети.