О возможности вхождения крупных инвесторов в проект преобразования наиболее загруженного участка полукольца ЕКАДа, соединяющего Тюменский и Серовский тракты, публично объявили еще в конце 2021 года. Мэр Екатеринбурга тогда сообщил, что рассматриваются варианты расширения дороги до четырех полос и обеспечения ее современной транспортной инфраструктурой, а для ускоренного финансирования проекта будет задействован механизм концессии. Правда, при участии в дорожном проекте частных компаний логично возникал вопрос ускоренного возвращения инвестиций. Поэтому власти не скрывали: проезд по обновленному полукольцу может стать платным - прежде всего для транзитного транспорта, местный обещали такой данью не облагать.
Планировалось, что в концессию войдут три тяжеловеса: Газпромбанк, предприятие "Свердловскавтодор" и Уралмашзавод. Участок протяженностью 49 километров намечали реконструировать за шесть лет, объемы вложений не озвучивались, но срок концессионного соглашения должен был растянуться на 27 лет.
Проект для страны не уникальный. К тому времени в России уже действовало до десятка автомобильных дорог, построенных по принципу ГЧП. Первой по концессии проложили магистраль М-11 "Нева" (Москва - Санкт-Петербург). Таким же способом построены Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД), обход Одинцова (отрезок федеральной дороги М-1 "Беларусь") в Московской области и т. д. Но на Среднем Урале не задалось. По словам Старкова, в 2022 году региональное министерство активно прорабатывало вопрос реконструкции северной части ЕКАДа за счет платного использования инфраструктуры. Но властям и компаниям-инвесторам не удалось выработать единую схему и сбалансировать интересы.
- Мы отказались от реализации концессии, отказались пока от введения платы, в том числе для транзита. Сейчас управлением автомобильных дорог заключен государственный контракт на реконструкцию участка. Надеемся, удастся реализовать проект в следующей пятилетке, - подытожил Василий Старков.
В 2022 году по нацпроекту "Безопасные качественные дороги" в Свердловской области отремонтировали 180 километров региональных трасс, столько же муниципальных, заново проложено в муниципалитетах 10 километров. В нынешнем году на реализацию планов по нацпроекту потребуется 8,4 миллиарда рублей. Из них 3,6 миллиарда поступят из федерального бюджета, остальное должна взять на себя область, но в правительстве региона надеются на дополнительные трансферты из Москвы.
Областной дорожный фонд в 2022 году составлял 27 миллиардов рублей. Аналогичная сумма будет потрачена на содержание и обеспечение безопасности на дорогах и в 2023-м. Екатеринбург для подготовки транспортной инфраструктуры к 300-летнему юбилею получит из областного бюджета 8,2 миллиарда.