Товарный состав из примерно полутора сотен вагонов, в части из которых перевозились опасные химикаты, потерпел крушение еще 3 февраля. В результате из нескольких цистерн произошел разлив винилхлорида - токсичного вещества, которое используется в производстве изделий из пластика. Через несколько дней после крушения компания Norfolk Southern, владеющая поездом, по согласованию с местными властями приняла решение сжечь химикаты, в том числе из уцелевших вагонов. Объяснялось это риском взрыва в случае попытки слить химикаты.
От пожара над городком нависло огромное облако черного токсичного дыма. При горении винилхлорида выделяются фосген и хлористый водород. Первый крайне токсичен и использовался как боевое отравляющее вещество во время Первой мировой войны. Второй способен вызывать раздражение кожи и эрозию тканей.
На время сжигания химикатов из районов близ места катастрофы на два дня были эвакуированы сотни жителей. Но, как пишет газета The Washington Post, после возвращения в дома они стали жаловаться на сильный посторонний запах, головную боль, тошноту и другие недомогания. По данным экологов, химикаты также попали в почву и поверхностные воды.
Специалисты Norfolk Southern и представители экологического агентства штата, работающие на месте утечки, построили несколько дамб чтобы не допустить попадания больших доз химикатов в воды протекающей неподалеку крупной реки Огайо, которая обеспечивает водоснабжение нескольких миллионов человек.
Но, как считает ведущий Fox News Такер Карлсон, как федеральные, так и местные власти недооценивают крайне опасную аварию и реагируют слишком медленно, предпочитая вместо оказания помощи небольшому городку пиариться на более политически значимых темах. Карлсон указывает, что в Ист-Палестайн большинство населения небогатые белые американцы с консервативными взглядами, которые не интересны правящей Демократической партии с ее приоритетом на нацменьшинствах, прежде всего - темнокожих. Популярный среди консерваторов ведущий отмечает, что министр транспорта США Пит Буттеджадж в дни ЧП в Ист-Палестайн предпочел "объявить о Дне транспортного равенства", а в своем выступлении по этому случаю не сказал ни слова о катастрофе в Огайо. Зато, как цитирует Карлсон, "говорил о том, что на стройках у нас работает слишком много белых".
А когда сенаторы-республиканцы Марко Рубио и Джей Вэнс отправили запрос в Минтранс США, критикуя федеральное регулирование железнодорожных перевозок, Буттеджадж парировал, что эти вопросы находятся в ведении Конгресса.
Ни слова о ЧП в Огайо с начала февраля не сказал и президент Джо Байден, который посвятил себя уничтожению различных аэростатов в небе над США, которые, как теперь осторожно признает Пентагон, никакой угрозы, вероятно, не несли.
Впрочем, склонность к пиару проявилась в этом случае не только у демократов. Как указывает Карлсон, и республиканский губернатор Огайо довольно легкомысленно принижал уровень угрозы от разлива химикатов в собственном штате, хотя при этом очень любит говорить о защите Украины. "Он только что заявил, что тысячи людей в его штате могут погибнуть. Но он не паникует, это не чрезвычайная ситуация. Лишь Киев находится в опасности!" - удивляется Карлсон.
Демократы согласны с тем, что механизм реагирования на ЧП политизирован, но, по их мнению, в другую сторону. Газета The New York Times на заре правления Байдена утверждала, что федеральные власти охотнее помогают белым, пострадавшим от природных катастроф, и выплачивают им большие компенсации, чем их темнокожим соседям, призывая президента-демократа решать эту проблему.
Политические перекосы такого рода, в том числе при реагировании на природные бедствия, в США не редкость. Например, когда пару лет назад небывалые морозы в Техасе спровоцировали масштабный энергокризис, отдельные федеральные политики винили республиканское руководство штата за излишнюю независимость, высказываясь в том духе, что желание техасцев иметь собственную энергосеть мешало федеральным властям оказать им помощь. Республиканцы в ответ винили во всем продвигаемую демократами "зеленую энергетику".
Одним из главных провалов президентства Джорджа Буша-младшего стало его неэффективное реагирование на мощнейший ураган "Катрина", который в 2005 году привел к масштабному бедствию в Новом Орлеане. Большинство жителей региона - темнокожие, поэтому Буша обвиняли в равнодушии и фальшивости попыток заигрывать с нацменьшинствами.
Проявляется это и во внешней политике США. Наглядным примером стала реакция Вашингтона и его союзников на последствия катастрофического землетрясения в Турции и Сирии. Если первой сразу предложили помощь, то Сирии во главе с неугодным американцам Башаром Асадом руку помощи из США никто не протягивал, пускай даже наиболее пострадавшие районы не контролируются правительством.
Наконец, гонка за политическими очками проявляется и в других политических решениях Белого дома. Например, критики нынешней администрации США указывали на расовый подтекст ее решения об обмене баскетболистки Бриттни Грайнер на россиянина Виктора Бута в конце прошлого года. Повышенное внимание Белого дома к Грайнер объясняли тем, что она афроамериканка и представительница секс-меньшинств, а обе эти категории - ключевые для демократов.