17.02.2023 00:00
    Поделиться

    Популярному международному изданию "Россия в глобальной политике" исполнилось 20 лет

    Журналу "Россия в глобальной политике" исполнилось 20 лет. 120 номеров на русском и больше 80 на английском. И это уже точно не "юноша, обдумывающий житье", а "зрелый муж", давно и уверенно занявший свое место "гуру" на олимпе наиболее авторитетных изданий о внешней политике, предназначенных для тех, кто эту внешнюю политику делает. Наш собеседник - главный редактор журнала Федор Лукьянов. Он же по совместительству председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике.
    Главный редактор журнала Федор Лукьянов (справа) и издатель журнала Сергей Караганов обсуждают свежий номер.
    Главный редактор журнала Федор Лукьянов (справа) и издатель журнала Сергей Караганов обсуждают свежий номер. / Совет по внешней оборонной политике

    Вы выпустили с 2003 года, наверное, не меньше 200 номеров журнала "Россия в глобальной политике". А журнал давал когда-либо советы МИДу?

    Федор Лукьянов: Так чтобы прийти и сказать: давайте-ка я вам посоветую, конечно, нет. Но в некотором смысле вся наша работа, я надеюсь, - попытка помочь МИДу и всему внешнеполитическому ведомству осмыслять международные коллизии. И Сергей Викторович Лавров об этом говорил, когда нас поздравлял. В этом смысле мы стараемся, чтобы наше, не чисто академическое, прикладное издание было полезно практикам внешней политики. А рекомендации государственным ведомствам в виде докладов, записок мы готовим. Но не в рамках журнала, а в рамках Совета по внешней и оборонной политики, нашего первого учредителя. Я бы не называл это советами. Это желание помочь нашему внешнеполитическому ведомству со стороны экспертного сообщества.

    После начала специальной военной операции продолжают ли участвовать в работе журнала европейские и американские члены редакционного совета? Вы сами поддерживаете контакты с зарубежными коллегами из стран, которые сегодня принято называть недружественными?

    Федор Лукьянов: Контакты поддерживаю. Была пара человек, которые прекратили сотрудничество с журналом, вышли из состава редсовета. Но это совсем малая часть. Все остальные, особенно это касается совета научно-консультативного, где представлены академические люди, которые занимаются наукой, а не прямо политикой, они все с нами. Когда нам что-то нужно, мы к ним обращаемся. Публикуем их материалы, спрашиваем совета. Иностранный авторский круг сузился, потому что кто-то из тех, кто мог бы у нас печататься, теперь не хочет этого делать по политическим соображениям, либо опасается иметь дело с российским изданием из-за атмосферы, воцарившейся на Западе, их натурально травят. Но таких авторов меньшинство. Мы больших проблем не испытываем, тем более что появилось и много новых.

    Много ли авторов стали профессорами и академиками после того, как стали печататься в журнале?

    Федор Лукьянов: Я статистику не веду. Но целый ряд наших авторов за время, пока мы с ними работаем, а 20 лет - немалый срок, из подающих надежду молодых ученых стали научными "гуру" и не только профессорами, академиками в смысле формальных званий, а прежде всего людьми, обладающими очень весомым мнением. Конечно, таких немало.

    Как бы вы восприняли, если бы редакционный совет предложил вам ввести в журнал, например, раздел "Политическая рыбалка" или "Политическая кулинария"?

    Федор Лукьянов: Как бы я отнесся к идее "Политической рыбалки" - не знаю. Потому что я сам совсем не рыбак. Это надо было бы искать приходящего специалиста или сменного редактора, который бы вел такое направление. Я ничего в рыбалке не понимаю, хотя у меня и папа, и дедушка были заядлыми рыбаками. Но в семье не без урода... Что касается "Политической кулинарии", появление такого раздела я бы воспринял с огромным удовольствием. Мне кажется, это то, что нужно. Мы сейчас живем в мире чрезвычайно разнообразных политических блюд. Они, правда, в значительной степени какие-то экзотические, а временами даже тошнотворные, для каких-то сугубых гурманов. Но сама по себе политическая кулинария, на мой взгляд, необходима. Потому что это варево, которое вокруг нас, надо как-то оценивать профессионально с точки зрения кулинарной.

    Приходилось ли редактировать журнал, находясь в отпуске? Например, лежа на пляже или сидя в баре с бокалом?

    Федор Лукьянов: В прошлое и позапрошлое лето именно в отпускной сезон, как назло вышло, было очень много событий. В 2021 году, когда я был в отпуске, американцы ушли из Афганистана. Мне пришлось буквально на пляже у Черного моря, на песочке срочно перекраивать весь номер, потому что надо было многое менять. Не делать же вид, что ничего не происходит, надо было отзываться на текущие события. И я большую часть времени, между короткими забегами в море, провел в этой редакционной деятельности.

    Материалы журнала на русском и английском языках размещены на нашем сайте. Они доступные и бесплатные

    Можно ли сделать так, чтобы, не покупая журнал, иметь возможность его читать?

    Федор Лукьянов: Материалы журнала на русском и английском языках размещены на нашем сайте. Они доступные и бесплатные. С самого начала была такая установка и редколлегии, и издателя журнала Сергея Александровича Караганова, который создавал наше издание не прибыли ради, а для того, чтобы нести знания о международных отношениях в массы. Мы уже двадцать лет этим занимаемся. Есть, к моему удивлению, любители все-таки подписаться на журнал и держать в руках его бумажную версию. Причем таких людей немало. Мы им чрезвычайно благодарны, низкий поклон. Но в основном, конечно, все читают нас в интернете бесплатно.

    Выходил ли журнал за пределами России? Где бы вы хотели, чтобы он сегодня продавался?

    Федор Лукьянов: Журнал у нас выходит на русском и английском. Лет 15-17 назад у нас был странный опыт, когда журнал выходил в Польше на польском - два или три номера. И один номер вышел в Чехии на чешском. Это была инициатива с мест. Там оказались энтузиасты, которые нашли деньги, нашли возможности, считая издание такого журнала важным. Но это не стало регулярным, потому что все-таки довольно затратная вещь. Но такое было. Я бы, конечно, хотел, чтобы "Россия в глобальной политике" выходила в Китае. Не потому, что Китай сегодня важный партнер России, а потому что в мире это, наверное, один из самых перспективных игроков. И сейчас, и на будущее. Другой вопрос, буквально все, что мы печатаем, переводится на китайский практически автоматом. В Китае очень внимательно следят за нашими материалами, публикуют их, обсуждают. Многократно приходилось с этим сталкиваться. Поэтому в некотором смысле, наверное, можно сказать, что наш журнал там выходит.

    Если бы вы узнали, что ваш журнал, например, издают в африканском Королевстве Эсватини, вы бы обрадовались?

    Федор Лукьянов: Конечно, бы обрадовался. Потому что сейчас после визита в королевство Сергея Лаврова все узнали про Эсватини. А до этого момента, то есть последние года два, со времени переименования Свазиленда в Эсватини, я студентам всегда задавал каверзный вопрос: как теперь по-новому называется Свазиленд? И надо сказать, что в Высшей школе экономики, где я преподаю, многие знали. Поэтому Эсватини мне не чуждая страна.

    О журнале

    В первые годы существования журнала нас связывали замечательные, добрые отношения с Сергеем Петровичем Капицей, который, как известно, был бессменным ведущим программы "Очевидное-невероятное" на советском телевидении. Сергей Петрович был совершенно удивительный человек во всех смыслах - и как ученый, и как популяризатор науки, и просто, как собеседник. К сожалению, потом его не стало. А до тех пор, пока он был активен, он часто у нас бывал, выступал на наших мероприятиях.

    Единственный фиксированный раздел в журнале , который был всегда и, наверное, будет - это рецензии. Все остальное - любое творчество. Мы группируем статьи по темам, но называем их абсолютно произвольно. Иногда сухо академически, а иногда цитатами из песен. Тут нет никакой регламентации.

    Поделиться