Мама сражается с "Алисой", а планшеты популярнее кукол. Как изменил нас интернет за 32 года своего существования?

Сколько времени проводят в Сети современные подростки? Есть ли польза от видеоигр? Почему маме приходится конкурировать с "Алисой"? Что общего у Юлия Цезаря с современными детьми?
iStock

Об этом "РГ" рассказала Галина Солдатова, академик РАО, профессор кафедры психологии личности психологического факультета МГУ, директор Фонда Развития Интернет.

Галина Владимировна, каждую минуту люди шлют 16 миллионов сообщений, в мире создано около 2 миллиардов сайтов, по последним данным, интернетом пользуются больше 60 процентов населения Земли… Интернету 32 года. Как он изменил нас?

Галина Солдатова: Новый образ жизни, цифровые возможности изменили наше поведение: мы по-другому общаемся, поддерживаем дружеские отношения, учимся, работаем и так далее. Если же говорить об изменениях психики или когнитивном развитии, данных пока недостаточно. Одно очевидно, что человек в своем индивидуальном развитии вообще не поспевает за изменяющимся миром. Есть факторы, которые указывают на то, что все же какие-то изменения происходят, и говорят об их глубине и встроенности в процесс эволюции психики человека. Например, большинство из нас перешло в невиданный ранее статус "подключенных" к интернету. Гиперподключенный человек проводит в Сети больше половины времени своего бодрствования. Наши исследования показывают, что каждый третий подросток 14-17 лет - гиперподключенный и проводит в интернете от 8 часов и более в сутки.

Скажите, а эти подростки, сидящие за компьютерами сутки напролет, всегда отдают себе отчет в том, что есть другая, настоящая жизнь с живыми, реальными людьми и отношениями?

Галина Солдатова: Эти подростки живут в другой реальности, даже по сравнению с их сверстниками десять лет назад. Границы между онлайн и офлайн размываются. Это смешанная реальность, которой раньше не было, где мы все время "на связи". Она все более технологически насыщается: различные экраны, компьютеры, интернет вещей, программы искусственного интеллекта. Чем больше времени мы в Сети, тем теснее мы связаны с цифровыми устройствами и разными цифровыми пространствами. Они расширяют наши возможности, например, сенсорные, когнитивные, и формируют незнакомую нам ранее цифровую личность, которая как бы накладывается на личность реальную. Она ее технологически достраивает намного в большей степени, чем это было в предыдущие эпохи, например, в аналоговую. Чем раньше все это происходит, допустим, с раннего детства, тем прочнее и незаметнее цифровые технологии встраиваются в когнитивную, поведенческую и социальную системы человека. Неслучайно дети персонализируют свои гаджеты и испытывают к ним чувство эмоциональной привязанности. И это основа серьезных изменений этих систем. Формируется новый антропологический тип человека цифрового общества - "человек подключенный и технологически достроенный", обитающий в смешанной киберфизической реальности. Законы и правила цифровых миров и смешанной реальности порождают новую социальность - цифровую. Все феномены, которые нас так беспокоят - от номофобии (Номофобия – страх остаться без телефона. Номофобия сегодня у каждого третьего подростка - прим. ред.) до кибербуллинга, - все это цифровая социальность. Цифровая культура и цифровое гражданство - это тоже про социальные изменения.

Маленькие дети тоже ведь живут в этой смешанной реальности. Вместо погремушки - мультик в смартфоне, вместо куклы - планшет. А чем все это закончится?

Галина Солдатова: Да, наши дети тоже участвуют в этом естественном глобальном эксперименте. Именно вопрос их изменений нас волнует больше всего. По оценкам родителей уже большинство детей от 5 до 7 лет проводят с цифровыми устройствами до трети своего свободного времени. И это данные без учета фонового просмотра телевизора и других экранов. Даже среди малышей встречаются гиперподключенные. При этом только каждый шестой родитель дошкольника сказал, что старается свести к минимуму цифровое время ребенка. А ведь до 5 лет у ребенка, в период, когда реализуется особенно впечатляющая программа его развития, должно быть вообще безцифровое пространство.

Разве такое возможно? Недавно видела, как маленькая девочка, сидя рядом с мамой в кафе, общалась с ней через голосового помощника. За внимание ребенка конкурируют и родители, и онлайн-среда. Кто кого? Мама - "Алису"? Или наоборот?

Галина Солдатова: Пока мама "Алису" не победила, но шансы цифровой помощницы растут. "Алиса" уже участвует в процессе конкуренции технологий с родителями. Но родители нынешних дошкольников не новички на этом поле. Они миллениалы-технофилы и сами из цифрового поколения, имеют неплохой уровень цифровой грамотности, следят за цифровыми новинками. Видят в интернете образовательный потенциал и не выпускают из рук смартфоны. Именно их называют поколением "большого пальца", на их глазах произошел немыслимый технологический взлет. Получается, что чем младше ребенок, тем меньше у него цифровой разрыв с родителями. В то же время цифровая среда вокруг него благодаря усилиям родителей становится все более насыщенной. Но есть хорошая новость - родители-миллениалы убеждены, что технологии требуют формирования правильного к ним отношения. Но то, что это надо делать с младенчества, понимают не все.

А с какого возраста можно давать ребенку гаджеты?

Галина Солдатова: Между ребенком и родителями особенно до 5 лет не должно быть цифровых посредников. Планшеты покупаются для развития ребенка и не должны превращаться в цифровых нянь. Эти устройства так сделаны, что не могут не привлекать внимание детей. В одном из исследований детям предлагали на выбор новую игрушку или планшет. Так вот малыши, которые уже были знакомы с планшетом, выбирали именно его. Учить ребенка правильному отношению к гаджетам надо как можно раньше. Это замечательные устройства, но это всего лишь полезные инструменты. Они предназначены для определенных задач: посмотреть мультик, подключить нужное приложение, пообщаться с бабушкой. Гаджеты не должны стать важнее игрушек, домашних животных и людей. Кроме того, дети, которые сегодня общаются с голосовыми помощниками, будут взращивать и воспитывать цифровых потомков нынешних "Алис", вкладывая в них собственный интеллект и ценности. Очень важно, чтобы, несмотря на цифровизацию, мы воспитали в них как можно больше человеческого.

Как сохранить человеческое, если даже мышление у нас меняется? Сначала появилось клиповое. Сейчас уже все чаще говорят о сетевом мышлении. Что с нами происходит?

Галина Солдатова: До сих пор все ругают клиповое мышление как ненаучное понятие. Но все же оно пришлось ко двору как прекрасный пример плохого влияния интернета: дети не могут сосредоточиться, не могут читать больших текстов… В то же время клиповую культуру описывал философ Элвин Тоффлер в одной из своих книг еще до интернета и связывал ее с информационными перегрузками. Похоже, это одна из форм адаптации к потокам информации: человек перескакивает с одной картинки на другую, кликает то туда, то сюда, переключает внимание с одного на другое. Ребенка не учат справляться с информационным цунами - он самостоятельно ищет способы восприятия и отрабатывает форматы деятельности в смешанной реальности. Возможно, клиповое мышление - переход от линейного мышления к сетевому, которое более эффективно в ситуациях неопределенности, в открытых сетевых системах. Но в школе ему не учат. Как и не учат формату многозадачности, востребованному не только в некоторых профессиях, но и в повседневности.

Все могут стать многозадачниками, как Юлий Цезарь?

Галина Солдатова: Детей, способных к эффективной деятельности в многозадачном формате, - единицы, но большинство детей стремятся быть многозадачниками, которые могут правильно распределять ограниченные когнитивные ресурсы. Но опять же в школе не развивают способности эффективно действовать в медиамногозадачной среде. И дети сами, например, через многозадачность, "клиповое мышление" ищут новые способы управления памятью, вниманием, мышлением и социальным познанием.

Тревожное слово для всех родителей - игромания. Сколько времени разрешать ребенку играть в видеоигры без вреда для его психического здоровья?

Галина Солдатова: Игра - одна из ведущих деятельностей ребенка. Ученые ищут оптимальный диапазон времени, которое ребенок может проводить за играми. Он - в умеренной видеоигровой активности ребенка. Результаты Оксфордского исследования школьников 7-8 лет показали, что дети, которые вообще не играют в видеоигры, более гиперактивны, чем дети, которые играют около одного часа в день. Еще одно исследование детей постарше 7-11 лет показало, что поведенческие риски могут появиться только в том случае, когда ребенок играет больше 9 часов в неделю, а умеренный гейминг - 1-3 часа в неделю, напротив, улучшает некоторые когнитивные процессы, например, зрительно-моторные навыки. Есть также данные, что позитивное воздействие видеоигр на когнитивное развитие с возрастом снижается: подростки получают от них больше пользы, чем взрослые, а маленькие дети - больше, чем подростки.

По-вашему, возможен ли шаг назад, когда человек сможет отказаться от цифровой реальности и снова зажить обычной жизнью с книгами, газетами, танцами и кино по выходным?

Галина Солдатова: Человечество потратило огромное количество усилий, чтобы пройти этот уникальный в своем роде путь периода цифровой революции. Не хотелось бы потерять те технологические достижения, которые дали невиданные ранее возможности и новое качество жизни. Кроме того, книги, танцы и кино с нами, вот бумажные газеты, наверное, нет. Но и это не совсем так. Вижу, что в метро до сих пор и молодые, и те, кто постарше, читают газеты. На мой взгляд, сейчас как раз то время, что все замечательно сочетается.

И все же, если пофантазировать и предположить, что вдруг исчез интернет, а с ним все "вотсапы", "телеграммы", "одноклассники", что будет с нашей психикой?

Галина Солдатова: Зачем нам апокалиптические сценарии? Все, что может быть не так в технологиях, - это от человека, от несовершенства нашей культуры, это, как в зеркале, отражение трудностей развития человеческой цивилизации. Но опять же все в наших силах. Результаты наших последних исследований показывают, что подростки и молодежь очень заинтересованы в повышении цифровой культуры в интернете, и большинство считают, что это зависит от них, видят свою ответственность в этом, даже некоторую миссию. Вообще, интересней заглянуть в технологическое будущее. Например, сегодняшние первоклассники скоро будут осваивать метавселенные. А в свои 25-30 лет, возможно, будут жить в фантастические эпохи, например, нейронета. Или в эпоху загадочной технологической сингулярности, когда вся Земля будет представлять один большой компьютер. Сегодня мы должны не только стремиться к пониманию того, как развиваются наши дети, но и помогать им стать хозяевами мира такого будущего.

Цифры и факты

Что показали исследования ученых МГУ

- Есть дошкольники, которые проводят в Интернете 4-5 часов. Дети готовы играть со своими любимыми устройствами значительно больше, чем думают родители, - "сотни лет", "миллиард часов", "два года подряд". Таких детей 29 процентов.

- У трети дошкольников есть собственные гаджеты. Самые любимые - планшет, мобильный телефон.

- 92 процента младших школьников имеют собственное цифровое устройство. Самые любимые - мобильный телефон, ноутбук.

- В каждой десятой семье младших подростков есть игрушки, которые подключаются к интернету и могут распознавать голос или изображение.

- Каждый десятый ученик начальной школы умеет создавать и размещать свой контент в интернете.

- Треть школьников в начальных классах имеет аккаунт в социальных сетях.