Об этом "РГ" рассказала Галина Солдатова, академик РАО, профессор кафедры психологии личности психологического факультета МГУ, директор Фонда Развития Интернет.
Галина Владимировна, каждую минуту люди шлют 16 миллионов сообщений, в мире создано около 2 миллиардов сайтов, по последним данным, интернетом пользуются больше 60 процентов населения Земли… Интернету 32 года. Как он изменил нас?
Галина Солдатова: Новый образ жизни, цифровые возможности изменили наше поведение: мы по-другому общаемся, поддерживаем дружеские отношения, учимся, работаем и так далее. Если же говорить об изменениях психики или когнитивном развитии, данных пока недостаточно. Одно очевидно, что человек в своем индивидуальном развитии вообще не поспевает за изменяющимся миром. Есть факторы, которые указывают на то, что все же какие-то изменения происходят, и говорят об их глубине и встроенности в процесс эволюции психики человека. Например, большинство из нас перешло в невиданный ранее статус "подключенных" к интернету. Гиперподключенный человек проводит в Сети больше половины времени своего бодрствования. Наши исследования показывают, что каждый третий подросток 14-17 лет - гиперподключенный и проводит в интернете от 8 часов и более в сутки.
Скажите, а эти подростки, сидящие за компьютерами сутки напролет, всегда отдают себе отчет в том, что есть другая, настоящая жизнь с живыми, реальными людьми и отношениями?
Галина Солдатова: Эти подростки живут в другой реальности, даже по сравнению с их сверстниками десять лет назад. Границы между онлайн и офлайн размываются. Это смешанная реальность, которой раньше не было, где мы все время "на связи". Она все более технологически насыщается: различные экраны, компьютеры, интернет вещей, программы искусственного интеллекта. Чем больше времени мы в Сети, тем теснее мы связаны с цифровыми устройствами и разными цифровыми пространствами. Они расширяют наши возможности, например, сенсорные, когнитивные, и формируют незнакомую нам ранее цифровую личность, которая как бы накладывается на личность реальную. Она ее технологически достраивает намного в большей степени, чем это было в предыдущие эпохи, например, в аналоговую. Чем раньше все это происходит, допустим, с раннего детства, тем прочнее и незаметнее цифровые технологии встраиваются в когнитивную, поведенческую и социальную системы человека. Неслучайно дети персонализируют свои гаджеты и испытывают к ним чувство эмоциональной привязанности. И это основа серьезных изменений этих систем. Формируется новый антропологический тип человека цифрового общества - "человек подключенный и технологически достроенный", обитающий в смешанной киберфизической реальности. Законы и правила цифровых миров и смешанной реальности порождают новую социальность - цифровую. Все феномены, которые нас так беспокоят - от номофобии (Номофобия – страх остаться без телефона. Номофобия сегодня у каждого третьего подростка - прим. ред.) до кибербуллинга, - все это цифровая социальность. Цифровая культура и цифровое гражданство - это тоже про социальные изменения.
Маленькие дети тоже ведь живут в этой смешанной реальности. Вместо погремушки - мультик в смартфоне, вместо куклы - планшет. А чем все это закончится?
Галина Солдатова: Да, наши дети тоже участвуют в этом естественном глобальном эксперименте. Именно вопрос их изменений нас волнует больше всего. По оценкам родителей уже большинство детей от 5 до 7 лет проводят с цифровыми устройствами до трети своего свободного времени. И это данные без учета фонового просмотра телевизора и других экранов. Даже среди малышей встречаются гиперподключенные. При этом только каждый шестой родитель дошкольника сказал, что старается свести к минимуму цифровое время ребенка. А ведь до 5 лет у ребенка, в период, когда реализуется особенно впечатляющая программа его развития, должно быть вообще безцифровое пространство.
Разве такое возможно? Недавно видела, как маленькая девочка, сидя рядом с мамой в кафе, общалась с ней через голосового помощника. За внимание ребенка конкурируют и родители, и онлайн-среда. Кто кого? Мама - "Алису"? Или наоборот?
Галина Солдатова: Пока мама "Алису" не победила, но шансы цифровой помощницы растут. "Алиса" уже участвует в процессе конкуренции технологий с родителями. Но родители нынешних дошкольников не новички на этом поле. Они миллениалы-технофилы и сами из цифрового поколения, имеют неплохой уровень цифровой грамотности, следят за цифровыми новинками. Видят в интернете образовательный потенциал и не выпускают из рук смартфоны. Именно их называют поколением "большого пальца", на их глазах произошел немыслимый технологический взлет. Получается, что чем младше ребенок, тем меньше у него цифровой разрыв с родителями. В то же время цифровая среда вокруг него благодаря усилиям родителей становится все более насыщенной. Но есть хорошая новость - родители-миллениалы убеждены, что технологии требуют формирования правильного к ним отношения. Но то, что это надо делать с младенчества, понимают не все.
А с какого возраста можно давать ребенку гаджеты?
Галина Солдатова: Между ребенком и родителями особенно до 5 лет не должно быть цифровых посредников. Планшеты покупаются для развития ребенка и не должны превращаться в цифровых нянь. Эти устройства так сделаны, что не могут не привлекать внимание детей. В одном из исследований детям предлагали на выбор новую игрушку или планшет. Так вот малыши, которые уже были знакомы с планшетом, выбирали именно его. Учить ребенка правильному отношению к гаджетам надо как можно раньше. Это замечательные устройства, но это всего лишь полезные инструменты. Они предназначены для определенных задач: посмотреть мультик, подключить нужное приложение, пообщаться с бабушкой. Гаджеты не должны стать важнее игрушек, домашних животных и людей. Кроме того, дети, которые сегодня общаются с голосовыми помощниками, будут взращивать и воспитывать цифровых потомков нынешних "Алис", вкладывая в них собственный интеллект и ценности. Очень важно, чтобы, несмотря на цифровизацию, мы воспитали в них как можно больше человеческого.
Как сохранить человеческое, если даже мышление у нас меняется? Сначала появилось клиповое. Сейчас уже все чаще говорят о сетевом мышлении. Что с нами происходит?
Галина Солдатова: До сих пор все ругают клиповое мышление как ненаучное понятие. Но все же оно пришлось ко двору как прекрасный пример плохого влияния интернета: дети не могут сосредоточиться, не могут читать больших текстов… В то же время клиповую культуру описывал философ Элвин Тоффлер в одной из своих книг еще до интернета и связывал ее с информационными перегрузками. Похоже, это одна из форм адаптации к потокам информации: человек перескакивает с одной картинки на другую, кликает то туда, то сюда, переключает внимание с одного на другое. Ребенка не учат справляться с информационным цунами - он самостоятельно ищет способы восприятия и отрабатывает форматы деятельности в смешанной реальности. Возможно, клиповое мышление - переход от линейного мышления к сетевому, которое более эффективно в ситуациях неопределенности, в открытых сетевых системах. Но в школе ему не учат. Как и не учат формату многозадачности, востребованному не только в некоторых профессиях, но и в повседневности.
Все могут стать многозадачниками, как Юлий Цезарь?
Галина Солдатова: Детей, способных к эффективной деятельности в многозадачном формате, - единицы, но большинство детей стремятся быть многозадачниками, которые могут правильно распределять ограниченные когнитивные ресурсы. Но опять же в школе не развивают способности эффективно действовать в медиамногозадачной среде. И дети сами, например, через многозадачность, "клиповое мышление" ищут новые способы управления памятью, вниманием, мышлением и социальным познанием.
Тревожное слово для всех родителей - игромания. Сколько времени разрешать ребенку играть в видеоигры без вреда для его психического здоровья?
Галина Солдатова: Игра - одна из ведущих деятельностей ребенка. Ученые ищут оптимальный диапазон времени, которое ребенок может проводить за играми. Он - в умеренной видеоигровой активности ребенка. Результаты Оксфордского исследования школьников 7-8 лет показали, что дети, которые вообще не играют в видеоигры, более гиперактивны, чем дети, которые играют около одного часа в день. Еще одно исследование детей постарше 7-11 лет показало, что поведенческие риски могут появиться только в том случае, когда ребенок играет больше 9 часов в неделю, а умеренный гейминг - 1-3 часа в неделю, напротив, улучшает некоторые когнитивные процессы, например, зрительно-моторные навыки. Есть также данные, что позитивное воздействие видеоигр на когнитивное развитие с возрастом снижается: подростки получают от них больше пользы, чем взрослые, а маленькие дети - больше, чем подростки.
По-вашему, возможен ли шаг назад, когда человек сможет отказаться от цифровой реальности и снова зажить обычной жизнью с книгами, газетами, танцами и кино по выходным?
Галина Солдатова: Человечество потратило огромное количество усилий, чтобы пройти этот уникальный в своем роде путь периода цифровой революции. Не хотелось бы потерять те технологические достижения, которые дали невиданные ранее возможности и новое качество жизни. Кроме того, книги, танцы и кино с нами, вот бумажные газеты, наверное, нет. Но и это не совсем так. Вижу, что в метро до сих пор и молодые, и те, кто постарше, читают газеты. На мой взгляд, сейчас как раз то время, что все замечательно сочетается.
И все же, если пофантазировать и предположить, что вдруг исчез интернет, а с ним все "вотсапы", "телеграммы", "одноклассники", что будет с нашей психикой?
Галина Солдатова: Зачем нам апокалиптические сценарии? Все, что может быть не так в технологиях, - это от человека, от несовершенства нашей культуры, это, как в зеркале, отражение трудностей развития человеческой цивилизации. Но опять же все в наших силах. Результаты наших последних исследований показывают, что подростки и молодежь очень заинтересованы в повышении цифровой культуры в интернете, и большинство считают, что это зависит от них, видят свою ответственность в этом, даже некоторую миссию. Вообще, интересней заглянуть в технологическое будущее. Например, сегодняшние первоклассники скоро будут осваивать метавселенные. А в свои 25-30 лет, возможно, будут жить в фантастические эпохи, например, нейронета. Или в эпоху загадочной технологической сингулярности, когда вся Земля будет представлять один большой компьютер. Сегодня мы должны не только стремиться к пониманию того, как развиваются наши дети, но и помогать им стать хозяевами мира такого будущего.
Что показали исследования ученых МГУ
- Есть дошкольники, которые проводят в Интернете 4-5 часов. Дети готовы играть со своими любимыми устройствами значительно больше, чем думают родители, - "сотни лет", "миллиард часов", "два года подряд". Таких детей 29 процентов.
- У трети дошкольников есть собственные гаджеты. Самые любимые - планшет, мобильный телефон.
- 92 процента младших школьников имеют собственное цифровое устройство. Самые любимые - мобильный телефон, ноутбук.
- В каждой десятой семье младших подростков есть игрушки, которые подключаются к интернету и могут распознавать голос или изображение.
- Каждый десятый ученик начальной школы умеет создавать и размещать свой контент в интернете.
- Треть школьников в начальных классах имеет аккаунт в социальных сетях.