
В десятом пакете санкций предполагается запретить вывоз в Россию биде, унитазов, смывных бачков и прочей сантехники, сообщает EUobserver.
Для российского рынка это абсолютно не страшно, поскольку биде, унитазы, смывные бачки и другая санитарная керамика производится в России, считает председатель Ассоциации производителей и поставщиков сантехники Игорь Георги. Доля импорта, которой мы в перспективе можем лишиться со стороны ЕС, с легкостью перекроется собственным производством и ростом импорта из стран Азии.
С уходом привычных европейских брендов, которые были представлены в среднем и высоком сегментах, их место активно занимает продукция России, Турции, Ирана и Индии - маржинальность в этом сегменте позволяет неплохо зарабатывать, говорит директор Ассоциации производителей керамических материалов Альберт Попов. "Да, рост стоимости ощутим, но это связано с ростом стоимости энергоносителей, сырья, трудностями в обслуживании технологического оборудования, необходимостью повышения зарплат. Но качественная санитарная керамика никуда не исчезнет, так как наши международные конкуренты принимают уход европейских компаний с нашего рынка как новые возможности", - говорит он. Динамика поставок импорта как в натуральном, так и в денежном выражении положительная. Например, в июле 2022 года было ввезено 123 011 единиц сантехники на 6,684 млн долларов, а в ноябре уже 213 272 единицы на 10,97 млн. Средние цены импорта пусть немного, но снижаются, отмечает Попов - от 54,3 доллара в том же июле до 51,4 доллара в ноябре (средняя цена всех видов сантехники в целом).
Прошлой весной производители отмечали, что изготовление сантехники в России серьезно осложнилось из-за проблем с поставками сырья. В состав массы, из которой льют керамические изделия, входит белая глина (каолин), которую многие заводы закупали на Украине, каолин из Китая обходился намного дороже, а российские карьеры тоже задирали цены. Сейчас ситуация несколько стабилизировалась. Очевиден интерес добывающего сектора стран СНГ и ЕАЭС, получившего в качестве клиентов платежеспособную индустрию, отмечает Попов. Активно наращивают добывающие мощности поставщики нерудных материалов Узбекистана и Казахстана, ряд российских компаний всерьез озаботился ростом инвестиций в добычу для сохранения и удержания привередливого, но очень масштабного керамического сектора. "Да и перспективы открытия традиционных источников сырья не сбрасываются со счетов - постепенно вводятся в хозяйственный оборот месторождения каолина на территории ДНР. И хотя там пока речь не идет о полномасштабной работе на карьере, первые отгрузки начались уже в июле 2022 года".
Объемы российского производства сантехники по итогам 2022 года снизились на 15% по сравнению с 2021 годом. "Но причина такого падения, в основном, связана с сырьем из новых источников, так как потребовалось значительное время на отработку технологий с новыми составами - некоторые предприятия останавливали производственный цикл на несколько месяцев", - говорит Попов.
"Нельзя говорить о том, что для керамического сектора все проходит безболезненно. Но мы учимся работать и в такой ситуации, стараясь снизить издержки и обеспечить загрузку производственных мощностей российских производителей", - отмечает представитель ассоциации.