Причины снижения газовых котировок вроде как лежат на поверхности, это нетипично теплая даже для Европы погода, стоявшая в регионе уходящей зимой, заполненные под завязку подземные хранилища газа (ПХГ) и рост поставок сжиженного природного газа (СПГ) из США и Катара. Все это верно, но совершенно не повод говорить о преодолении энергетического кризиса, как это делают некоторые западные СМИ. Точно также это не дает оснований заявлять, что в холодную зиму, например, следующего года, Европа замерзнет без российского газа, как это иногда делается в нашей прессе.
Что касается энергетического кризиса, то оптовая цена газа выше 300 долларов за тысячу кубометров (напомним, сейчас в ЕС газ стоит чуть ниже 540 долларов) - это очень дорого. Это неподъемный груз для бизнеса и простых потребителей. Для сравнения не будем даже брать цены в России, возьмем США, там сейчас газ стоит около 80 долларов за тысячу кубометров, без доставки до потребителя.
Второй нюанс связан с тем, что никакого стремительного падения цен на газ в Европе не было. Они плавно снижались с начала декабря, когда стало ясно, что особых холодов в странах Старого Света в обозримой перспективе не ожидается. Хранилища газа к 16 февраля заполнены на 64,5%, то есть сейчас он особенно уже никому не нужен и его много.
Есть и психологический момент. Европейский рынок адаптировался к сокращению до минимума поставок российского газа, что в прошлом году привело к ценовому шоку, считает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. К адаптации рынка привели три основных фактора: во-первых, рост поставок СПГ. Доля СПГ в структуре газового импорта ЕС с конца 2021 года выросла с 22% до 39% в четвертом квартале 2022 года.
Во-вторых, сказался рост трубопроводных поставок из сопредельных стран и регионов. Например, импорт газа из Великобритании, Азербайджана и стран Северной Африки в ЕС в IV квартале 2022 года превышал уровень годичной давности на 23% (на 38 млн кубометров в сутки.). Cказалось и сокращение спроса на газ в электроэнергетике, пришедшееся на конец прошлого года: выработка из газа в странах ЕС в ноябре 2022 года снизилась на 16% в годовом выражении, согласно данным Ember, уточняет эксперт.
В результате, в конце отопительного сезона Европа оказалась с изрядными запасами газа в ПХГ, но пока неясными перспективами на будущее. Дело в том, что плохи не только высокие цены на газ, которые пока остаются таковыми, но и волатильность котировок. На скачках биржевых цен зарабатывают спекулянты, а никак не компании, занимающиеся реальными поставками газа населению и бизнесу. Газ в ПХГ закачивался по ценам выше 1000 долларов за тысячу кубометров. Продавать его сейчас приходится значительно дешевле. Можно попытаться его сохранит в ПХГ до будущего отопительного сезона, используя для сегодняшних нужд регулярные поставки. Но это будет означать игру на повышение котировок, а ПХГ опять же придется заполнять, пусть и не в том объеме, как в 2022 году.
Не стоит забывать, что поставки газа из России сокращались в прошлом году постепенно. К началу снижения объемов прокачки по "Северному потоку" в июне ПХГ Европы были уже заполнены на 53%, а к моменту остановки газопровода в сентябре - на 81%. Сейчас он взорван, а заполнять ПХГ придется. Это означает повышенный спрос на газ, и естественно рост цен.
Нельзя исключать новых скачков цен в период с апреля по октябрь, в сезон закачки газа в хранилища, считает Родионов. Если поставки "Газпрома" в ЕС не вернутся на докризисный уровень, то на весну и лето будут приходиться новые пики импорта СПГ, а это означает ужесточение ценовой конкуренции между Азией и Европой. Но наиболее трудный этап газового кризиса - все равно позади, отмечает эксперт.
С этим не согласен Исполнительный директор Международного энергетического агентства (МЭА) Фатих Бирол, который на Мюнхенской конференции по безопасности рассказал, что Евросоюз ожидает более трудная зима в следующем 2024 году. Также Еврокомиссия выпустила прогноз о дефиците и подорожании газа следующей зимой. В частности в 2024 году Европу ожидают повышенные риски инфляции, так как ценовое давление окажется сильнее, чем ожидалось.
В любом случае, едва ли Европу ждет замерзание. В ЕС достаточно средств, чтобы перетянуть из Азии поставки СПГ. Поэтому, даже очень холодная зима, не оставит регион без газа.
Все вышесказанное не отменяет также того печального факта, что для России газовый рынок Европы почти потерян. Почти вся инфраструктура, которая строилась десятилетиями, в которую вкладывались громадные средства, оказалась в лучшем случае остановлена, а в худшем, как с "Северными потоками", разрушена. От разрыва связей по газу России и ЕС стало плохо обеим сторонам. И считать, кому хуже, смысла не имеет.