В "Праведнике" есть, если можно так выразиться, два смысла. И очень важно не утерять оба.
Первый - исторический. Во время Великой Отечественной войны офицер Красной армии Николай Киселев спасает больше двухсот евреев, переведя их за линию фронта. За что удостоен звания "праведник".
Это исторический факт, который необходимо знать и необходимо помнить. Потому что героев надо знать и помнить. Двести человек продолжили жить благодаря офицеру Красной армии. Мы, люди, находящиеся в вечной спешке, можем пробежать эту фразу и - помчаться дальше по своим делам, которые нам кажутся неотложными. Остановимся. Двести человек... Мужчины, женщины, дети, старики...
Правило праведника: подари людям жизнь... Нет, не так... Отвоюй людям жизнь - так точнее. Двести жизней, отобранных у фашистской смерти. Взятых у тьмы и принесенных свету. Офицером Красной армии Николаем Киселевым.
Честь, хвала и низкий поклон создателям картины, которые вспомнили про этого человека и про его подвиг.
Однако Геннадий Островский написал сценарий художественного фильма. И Сергей Урсуляк поставил художественный фильм. И целая группа продюсеров обеспечила постановку настоящей, большой, - и снова повторю - художественной картины.
И у "Праведника" есть второй смысл - не только исторический, но и общечеловеческий. Не менее важный. Эта картина о том, как люди могут - или не могут - сохранить себя. О том, что быть на стороне света или тьмы - это всегда решение человека. Какие бы ни были обстоятельства. Какой бы ни был мрак вокруг. С Божьей помощью человек идет к свету или, забыв Бога, - во тьму.
Мощные кадры, когда фашисту-садисту на земле устраивают ад и он горит как факел, превращаясь в огонь, который никому не светит и никого не греет. Ад на земле ждет тех, кто выбирает тьму.
Камертон фильма, стержень, основа - называйте как хотите - это, конечно, Александр Яценко в роли Киселева. Яценко играет не геройского героя. Принципиально важно: это не какой-то специальный, эдакий древнегреческий герой. О нет! Он - наш, он такой же, как мы, он - близкий. Бухгалтер, умеющий все хорошо рассчитать. Вояка, умеющий воевать.
Но самое поразительное в Киселеве, что он остается человеком в таких ситуациях, когда это даже может показаться лишним. Сегодня в своей прыти по жизни многие из нас довели себя до того, что считаем жалость едва ли не оскорбительным чувством. Между тем издревле на Руси "жалеть" и "любить" были синонимы. Именно такую жалость-любовь не потерял Киселев, хотя прожил тяжелейшую военную жизнь. Что движет им, когда он спасает двести евреев? Кто-то скажет: чувство долга. Может быть... Мне кажется, жалость к этим людям, желание помочь и спасти.
Александр Яценко совершенно грандиозно сыграл интересного, доброго и при этом жесткого человека. Главное: очень живого и понятного.
Мы очень часто вспоминаем фразу Достоевского о том, что добро и зло ведут постоянную борьбу, а поле боя - душа человека. Но редко можно увидеть фильм, где эта борьба показана так четко и внятно.
Молодой актер Марк Эйдельштейн грандиозно играет совсем юного еврейского паренька, который мечется между добром и злом, не всегда умея отличить одно от другого. Юлия Витрук создает образ предательницы, которую предавать заставляют смертельные обстоятельства. Вся роль - борьба добра со злом в ее душе. Мощная актерская работа.
Каждый актер в этой картине несет какую-то свою тему, если угодно - свою метафору. Сергей Маковецкий, например, играет то, что сыграть невозможно, а у него получается - несгибаемую, вечную душу еврейского народа. Как сыграть душу? Спросите у Маковецкого.
Если Маковецкий играет душу, то Максим Севриновский, если можно так сказать, - разум еврейского народа. Очень интересная, точная работа: типичный еврейский интеллигент, вынужденный взять оружие в руки. Убив первого врага, он тут же погибает сам - потому что Господь создавал его не для убийств.
У Евгения Ткачука можно было бы спросить, как сыграть любовь на войне так, чтобы мы поверили: это любовь, а не похоть. Подлинное, глубокое чувство. Ткачук знает, как это сделать.
Для меня этот фильм, имеющий мощную историческую основу, в первую очередь - притча о людях, которые попадают в невозможную, нереальную, пиковую ситуацию и раскрываются в ней. И тогда толстый еврейский мальчик превращается в героя. Юная красавица (хорошая работа Любови Константиновой) находит свою любовь. А еврейская девушка Това (точно сыгранная Марией Золотухиной) понимает: для любви национальность не главное.
Необычность картины не только в том, что каждый, даже самый эпизодический герой важен и отдельно метафоричен, но - главное - они вместе сплетаются в некий мир, где любой человек важен для общей картины. Понимаете, да? Вот есть герои, каждый несет свою тему, свою метафору. Когда они соединяются, получается мир людей - тот, в котором живем все мы. Где колокол всегда звонит по тебе, потому что больше ему звонить не по кому. Сергей Урсуляк снял очень мощную, философскую картину. Не правы будут те, кто разглядит в ней только один из эпизодов войны. Он есть, и он важен. Но "Праведник" - шире. Он - о нас. О битве добра и зла в душе любого. Ведь, в сущности, более важных тем в искусстве и нет.