"Легкая промышленность России находится в сильной зависимости от импорта сырья. Хлопчатник в стране не растет, поскольку для этого нет подходящих климатических условий. В экспериментальных целях его выращивает совхоз "Терский" в Ставропольском крае, но это экстремальное земледелие, - пояснила Валентина Зубанова, заместитель руководителя Инновационного научно-производственныого центра текстильной и легкой промышленности. - В промышленных масштабах "белое золото" культивируется в Китае, США, Индии, Пакистане, Узбекистане, Австралии, Казахстане, Туркменистане, Таджикистане, Египте."
Сегодня хлопковое волокно завозится в Россию в основном из Казахстана и Таджикистана, рассказал председатель комиссии РСПП по текстильной и легкой промышленности, президент Союзлегпрома Андрей Разбродин. Узбекистан, который ранее поставлял около 60% хлопкового волокна, не так давно закрыл экспорт.
В 2022 году на мировом рынке сырье резко подорожало на 30% в связи с инфляцией и сильной жарой и засухой. Но по мере поступления на рынок нового урожая цены пошли вниз. Если в конце августа 2022 года Котлук А Индекс (индикатор мировых цен) составлял более 130 центов за фунт, то на сегодняшний день - чуть более 100 центов за фунт.
Снижение цен связано с тем, что Китай сократил импорт. Страна закупает треть всего сырья и вместе с Индией является крупнейшим производителем. Одежда и ткани России же составляют всего 0,4% от мирового рынка. Усложнение логистики привело к росту затрат на доставку сырьевых ресурсов, отмечает Разбродин.
По данным Росстата, степень износа основных фондов машин и оборудования в производстве текстильных изделий на конец 2021 года составлял 88,5%. Россия не производит собственного оборудования, предприятия легкой промышленности используют в основном технологии европейских стран, Китая и Турции. Поскольку запчасти быстро изнашиваются, необходимо локализовать их производство, считают в Российском союзе производителей одежды.
"Производство тканей и одежды в России нужно развивать, как и другие отрасли. Но это развитие не будет приоритетным по отношению к передовым отраслям: полупроводникам, фармацевтики, приборостроению, машиностроению. Хотя задача стоит в том, чтобы повысить долю собственного производства, несколько уменьшив чрезмерный удельный вес импорта", - рассказал экономист, специалист в области организации промышленного производства, академик РАН Абел Аганбегян. По его словам, отрасль вряд ли получит большие льготы, а на замену оборудования уйдут годы, ведь заменить один станок - недостаточно, нужно менять всю линию. При этом производство ткани - это последний процесс. Вначале идет мотка, сновка, ткачество, отделка - и на каждой стадии используются разные технологии.
Все это в конечном счете повлияет на цену изделий, которая итак растет. По данным Росстата, средняя цена хлопчатобумажной пряжи за тонну выросла на 106 699,37 рубля по сравнению с 2021 годом (со 152 688,69 до 259 388,06).
Несмотря на ряд сложностей, связанных с введением антироссийских санкций, предприятия отрасли смогли не только сохранить, но и нарастить выпуск необходимой продукции, отмечает Разбродин. Производство трикотажных полотен увеличилось на 2,3%, белья - на 8,6%, спортивного трикотажа - на 17,2%. Положительные темпы отмечены также в производстве жакетов (+62,8%), мужских рубашек (+23,3%), курток (+15,9%), ветровок (+25,2%), платьев (+6,3%).
По данным минпромторга, в 2023 году производство текстильных изделий в России выросло на 8% и составило около 359 млрд рублей. В министерстве ожидают стабилизацию уровня производства текстильной продукции.
В то же время аналитики Института развития предпринимательства и экономики (ИРПЭ) рассказали, что за последний год прядение текстильных волокон снизилось на 21,1%, отделка тканей и текстильных изделий - на 24%, производство прочих текстильных изделий - на 8,1%, производство текстильных тканей - на 3,6%.
В ИРПЭ отмечают, что перспективы развития отрасли зависят от того, как быстро в России смогут нарастить сбор и переработку хлопка, производство красителей, оборудования, иных материалов, а также найти альтернативных поставщиков за рубежом. В институте считают важным увеличить сбор текстиля для вторичной переработки, а также отмечают, что драйвером может стать продолжение реализации реформы расширенной ответственности производителей.
Предприятия и раньше в основном работали с поставками из дружественных стран, поэтому особых сложностей не ожидается, рассказал Юрий Шилов, генеральный директор "Ивановской текстильной компании". По его словам, текстильная отрасль всегда активно развивалась во время кризиса, так что сейчас возможен рост российских компаний.
Генеральный директор группы компании "Аскона" Александр Маненок рассказал, что сложности с поставками тканей повлияли на снижение доли импорта. К примеру, замену некоторым тканям из Европы нашли в городе Кохме Ивановской области.
В компании также нашли альтернативу бельгийским тканям для матрацев в Турции, что, по словам генерального директора, позволило улучшить соотношение "цена - качество".