В октябре 2022 года Евросоюз ввел восьмой пакет санкций, в рамках которого запретил импорт древесной массы, бумаги. Ранее в Россию запретили поставки оборудования, а также химикатов для производства. При этом санкционные ограничения Европы не смогли оказать на российский лесной бизнес серьезного негативного влияния, считает директор "Рослесинфорга" Павел Чащин.
"Отрасль сумела пройти минувший год гораздо лучше ожидаемого. По некоторым видам продукции и отдельным изделиям из дерева имеется рост. Речь не только о тароупаковочной продукции, растет производство бумаги, спичек, лесной химии, различных видов мебели", - рассказал он "РГ".
В отраслевой ассоциации говорят, что из-за санкций компании столкнулись с рядом проблем, которые решают до сих пор. Они связаны с поставкой комплектующих и химикатами. В принципе вопрос с деталями решается тремя способами: заказывают из Китая, делают сами и организовывают поставки из Европы через третьи страны, рассказал "РГ" глава ассоциации организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности "Бумпром" Юрий Лахтиков. В ассоциацию входят в том числе такие крупные компании, как "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат", "Группа Илим", "Сегежский ЦБК".
"С химикатами примерно такая же картина. Российские компании пытаются наладить производство, но продукция сильно отличается от западной по стабильности характеристик. То есть каждая новая партия практически отличается от предыдущей. Каждый раз приходится перестраивать производство под эту новую партию: осуществляется тестовый прогон, ведутся лабораторные анализы. Если соответствует, то тогда запускают на поток всю партию. Из Китая идут те химикаты, которые мы не производим сами", - сказал Лахтиков.
В принципе всю продукцию можно было бы заказывать из Китая, но это невыгодный процесс - очень много требований к перевозке такого типа продукции из-за ее опасности для окружающей среды. Некоторые комбинаты возобновили производство химикатов, остановленное в конце 80-х - начале 90-х из-за того, что тогда казалось проще закупать их из Европы, отметил глава ассоциации.
"В целом снижение произошло. Если объем больших мешков для упаковки сухих строительных смесей практически не изменился, то увеличилось производство мешков беленых для упаковки других продуктов. Они меньшей емкости, но подсчет ведь идет в штуках. Такие мешки тоже нужны для сыпучей смеси, но уже не цемента, не песка, а для некоторых видов сыпучих продуктов, например, агропрома - небольшие расфасовки удобрений. Такие мешки более высокого качества", - рассказал Лахтиков.
По данным "Рослесинфорга", рост объемов производства бумажных мешков по итогам 2022 года составил 10,37% и сопровождался увеличением выручки от продаж, о чем свидетельствует повышение цен - с начала года средняя цена одного бумажного мешка выросла на 18,9% и составила 18,1 руб. В ведомстве также отметили, что рынок бумажных мешков и пакетов является одним из важнейших компонентов рынка тары и упаковки.
"В нише бумажных мешков и сумок рост наблюдается седьмой год подряд. По итогам 2022 года в России произведено рекордное количество бумажных мешков и сумок - 4,6 млрд штук, что на 433 млн штук, или 10,37%, выше уровня позапрошлого года. А в 2021 году их производство практически удвоилось (с 2279 млрд до 4179 млрд штук, то есть на 83,4%)", - рассказали "Российской газете" в "Рослесинфорге".
По итогам прошлого года по основному целлюлозно-бумажному производству идет снижение, хотя по некоторым сегментам зафиксирован рост порядка 7-10%, но больше всего выросло производство средств гигиены (туалетной бумаги и салфеток) - на 30%.