И конечно, продюсер и основатель "Землян" Владимир Киселев, с которым вместе ездила петь и вся его музыкальная семья: жена Елена Север - исполнительница качественного шансона и успешные молодые исполнители, сыновья: Владимир Киселев-младший - он же ВладиМир и Юрий Киселев - он же ЮрКисс. Причем ездили на линию соприкосновения и в города, остающиеся под прицелом ВСУ, за свои деньги, лично закупая гуманитарную помощь, бензин и арендуя грузовики и автобусы.
"За минувший год многие обстоятельства нашей жизни изменены. Но если бы все произошло в истории как-то иначе, мы бы не сплотились и не окрепли. Есть еще один хороший глагол - "собраться", - делится своими мыслями и выводами Владимир Киселев. - Понимаете, для сплочения нашего общества нельзя было сделать ничего лучше, чем снова послать на нас танки с крестами. Такое уже было, и поэтому само словосочетание "немецкие танки" звучит для нас набатно. Рассказывая о происходящем, журналисты вскрывают сегодня суть, историю и корни проблемы. Но мне кажется, что мы должны это сделать и в отношении нашей культуры. Ведь только через очищение, только через правду можно изменить что-либо …"
"Земляне" начинают тур по 11 городам России. Без "Травы у дома", "Путь домой", "Каскадеров" и "Поверь в мечту" вас снова не отпустят. А какие песни вам самим особенно хочется спеть, в том числе и те, которые, может, особенно нужны для нашего непростого времени?
Владимир Киселев: Это вопрос очень глубокий. В наши времена нового Рубикона, размежевания по убеждениям снова востребована не только развлекательная музыка. А человечная, мудрая, в которой обязательно должны быть мысли, убеждения и душа. Какой она должна быть? Может, плакатный рок, с такими ярко выраженными маршеподобными мелодиям. А может, наоборот, сейчас особенно нужна лирическая песня?! В тяжелые времена Великой Отечественной войны очень многие музыканты пошли во фронтовые бригады. Олег Лундстрем, Клавдия Шульженко, Леонид Утесов - этот список можно бесконечно продолжать. И поэты в них пошли: Александр Твардовский, Константин Симонов, Сергей Михалков - все тоже оказались там: стали петь и писать стихи. Мы же знаем знаменитые стихи "Убей немца". То есть это своего рода тоже был призыв к патриотическому пониманию: убей немца, потому что он убьет тебя. И в то же время поэты писали такие стихи, как "Жди меня" и "Два бойца"…
И никто не может точно сказать, что оказалось более важным для воспитания в нашем народе патриотизма: "Ленинградская симфония" Шостаковича, "Вставай, страна огромная" или "Синий платочек" Шульженко. И что больше поднимало дух солдат, находившихся на фронте?..
Сегодня происходит то же самое. Мы ведь почти весь год - на линии соприкосновения. Еще 1 марта мы объявили первый телемарафон, в котором участвовали "Земляне" и наши друзья - собрали первый конвой в зону СВО. А 7 марта - уже второй, на Поклонной горе, в Музее Победы. И так было весь год. На Украине быстро поняли, что мы, артисты, представляем для них опасность. Уже после июньского выступления в Херсоне ВСУ выпустили по нам ракеты. Причем абсолютно целенаправленно: судя по всему, кто-то из местных рассчитал и "слил" время нашего предполагаемого отъезда из города…
Вы об этом даже не особо рассказывали, почему?
Владимир Киселев: Не хочется снова педалировать тот факт. Лучше расскажу про концерты за линией фронта. Там песни "Землян" - "Трава у дома", "Поверь в мечту", "Кораблик" - воспринимаются солдатами очень тепло. Мы - как бы такой мостик между Родиной и ими.
Но одна из наших песен просто пророческая. Когда в 1986 году мы написали с Игорем Романовым (гитарист и вокалист "Землян") песню "Путь домой", то с ней наши войска и выходили из Афганистана. И сегодня каждый раз, когда мы поем ее на концертах, то надеемся, что однажды она станет такой же пророческой песней при выходе наших войск из украинского конфликта.
О чем вам чаще всего думалось во время концертов на линии соприкосновения, кроме песен?
Владимир Киселев: Если честно, то о том, какие пробелы были в политическо-культурном развитии нашей страны, когда мы фактически потеряли целый пласт культурного поколения. Сегодня пальцев на двух руках хватит для того, чтобы пересчитать артистов, которые встали плечом к плечу со своей Родиной и поехали выступать в войска. Мы столкнулись с тем, что сегодня фактически те люди, которые назывались повелителями душ, не поддерживают свою страну. И это не просто укор, а крик, вой и сожаления о том, как работала наша идеологическая официальная дипломатия.
И самое удивительное, что наши руководители культуры сейчас фактически признаются в бесхребетности своей работы. Я считаю абсолютной профанацией проведение каких-то концертов в городах за тридевять земель от фронта, к которым привлекаются абсолютно не звездные и неизвестные артисты, отличающеся только тем, что с ними есть специальные договоренности. Поразительно и то, что они поют за деньги, никто из них не приезжает бесплатно. Совершают свои немыслимые автопробеги в поддержку воинов СВО, но я хочу спросить: а в чем эта поддержка за тысячу километров от Донецка и Луганска?
Может, кто-то элементарно боится ехать, но поддержать хочет. Вы не признаете такие человеческие слабости?
Владимир Киселев: Я думаю так: если вы хотите поддержать ДНР, ЛНР, Малороссию и новые регионы России, но поехать на линию соприкосновения вам слабо, то хотя бы возьмите и поработайте таксистами, заработайте деньги, и купите бронежилеты, купите медицинские препараты. А сегодня еще и выяснилось, что артисты, которые называются "звездами", имеют по два паспорта и два гражданства. И поэтому им, как бы сказать помягче, абсолютно все равно. Начиная с Крымской весны я бился, как птица об стекло, призывая руководителей (не буду назвать имена - они прочитают и сами себя узнают) обратить внимание на то, что по России толпами ходят инородцы, и очень большими толпами - украинские артисты. Они получали тут деньги и официально переводили их на Украину, на финансирование карательных операций ВСУ на Донбассе. Добровольно, в среднем по 20 процентов от получаемых в России гонораров. Более того, еще проявляя гражданскую сознательность, в отличие от наших артистов.
Так что получается, что украинцы сегодня намного больше преуспели идеологически. Ведь мы много лет не понимали: против нас идет идеологическая война украинских и западных политтехнологов… Они все делали для того, чтобы наша популярная музыка стала низкопробной. А все "сладкие" позиции забрали себе украинцы: "ВИА Гра", Меладзе, Монатик и так далее. Как они это делали? Поставляли нам качественную по стилистике музыку мирового уровня, планомерно завоевывая весь этот рынок, а нам оставляли мат-перемат и очень жесткий рэп. Поэтому в "звезды" у нас и выбивались только такие исполнители, как Оксимирон (признан иноагентом), Моргенштерн (признан иноагентом), Егор Крид, Даня Милохин - не очень высокого интеллекта люди, весьма примитивные по музыке… Уверен, что это не случайность, а производная того, что все было выстроено для нас их политтехнологами.
Там все делали так, чтобы поддерживать свою, украинскую музыку и шоу-бизнес. Выстроили все так, что любой российский музыкант, снимая клипы, ехал на Украину. Потому что там были самые лучшие клипмейкеры. Многие российские музыканты ездили на Украину, в Киев записываться, потому что там были высококлассные студии звукозаписи. И - там было дешевле.
А я с 2015 года бился во все наши высокие кабинеты, писал письма руководителям. Предупреждал, но все говорили: "Да, мы вас понимаем". Хотя при этом ничего не делалось. Сегодня я не хочу никого обвинять, просто прошу, чтобы меня, наконец, услышали. В ином случае завтра ждет еще более неприглядное время.
Но пока за то, что я говорю, на меня напускают из этих кабинетов проплаченных блогерш, каких-то там "кровавых барынь" и "небожен", вместо того, чтобы просто начать диалог. Со мной начинают сводить счеты. Меня вычеркивали из телепограмм, говорили, что я затрагиваю табуированные темы, а снятые программы были забанены. И сводят счеты с моей семьей - вырезают из государственных концертов "Землян", ЮрКисса, Елену Север... Даже на концертах, которые проходили в поддержку Донецка и Луганска, если режиссеры и редакторы находили в себе смелость приглашать нас на концерты, то господа прозванивали по ночам редакторам и режиссерам с запретами на участие группы "Земляне" в этом концерте. При этом никто не опровергал нашу правду.
Может, дело в том, что наша поп-музыка не выдерживала конкуренции с украинской, а другие проблемы уже вторичны?
Владимир Киселев: Проблемы в засилье украинских артистов, в том, что у наших нередко двойное гражданство. Поэтому, есть ли им дело до того, чтобы помогать России, чувствовать ее своей родиной? Я писал об этом, требовал рассмотреть эти письма. Но самое удивительное, когда создается огромное мероприятие на Саур-Могиле, проводится там концерт, находятся люди, которые сводят счеты с музыкантами, которые им неугодны. Если Чичерина, Джанго, Лепс, Юля Барановская, "Земляне", Елена Север выступают на линии соприкосновения, то на концертах за тысячи километров от линии соприкосновения выступают совершенно другие артисты. И поют только за деньги, что, думаю, чудовищно.
В итоге при такой идеологической позиции некоторых наших руководителей в стране становится меньше артистов, которые выступают по велению души и по своей гражданской позиции. Вот это-то мне и особенно обидно.
Как все-таки можно воспитать любовь к патриотической музыке и любовь к своей стране? Хорошими примерами в 2022 году стали трек "Тебя не сломать" Сергея Галанина и группы "СерьГа" и "Не вставай на колени", исполненный собравшимися для этого вместе Николаем Носковым, Стасом Пьехой, Александром Ивановым, он же IVAN, и Игорем Романовым. Мы писали и о Владимире Шахрине, взявшем шефство над одним из уральских подразделений и на свои деньги закупающим и отправляющим посылки, и о Николае Расторгуеве, который приобрел и отправил в зону СВО нужные автобусы, да и о других думающих и патриотичных звездах. И как вы считаете, оптимальна ли сейчас государственная политика в плане поддержки музыкантов и отечественной музыкальной культуры?
Владимир Киселев: На Украине вливалось огромное количество денег артистам, которые поют по-украински. Мы же ничего нового не можем придумать. Есть такая маленькая страна Южная Корея. И там тоже на государственном уровне вливали огромные деньги - в группу BTS, исполнителя PSY, и все то, что сейчас в мире называется K-Pop, то бишь - "корейский попс". Эта музыка главенствует в хит-парадах многих стран мира. Ее исполнители получают "Грэмми", им присуждают даже "Оскар" за музыку. Все это абсолютно государственная политика. И это по силам даже маленькой Корее.
А вспомните о Китае, который выпустил закон о запрещении на сцене женоподобных мужчин. Не как у нас просто закон о запрещении пропаганды ЛГБТ, а закон вообще о наличии "этого" на сцене. Они самую свою большую звезду - а-ля китайская Алла Пугачева - только за ее неподобающий внешний вид, образно говоря, выбросили, "сняли с пробега" и чуть ли не отправили в трудовые лагеря злой памяти хунвейбинов. И просто убрали из официальных СМИ.
Германия и Австрия родили таких артистов, как Линденберг, как Фалько (земля ему пухом), которые сделали успешными на весь мир песни на немецком языке. В Испании есть Иглесиас, который поет на испанском и заставил весь мир любить и песни, и его родной язык.
Как после этого сомневаться: а что делать нам?! Думаю, государство просто должно принять абсолютно жесткую позицию и жесткие решения о продвижении российской популярной музыки. Потому что если государство не будет продвигать российскую популярную музыку, то мы не получим отечественных звезд. И у нас не будет поколения творческих личностей, которые поведут за собой людей. И других вариантов, полагаю, нет. Потому что Украина, которая гораздо меньше и беднее, чем мы, за 20 лет добилась того, что почти все ее артисты поют на украинском. И что самое немаловажное, те, кто приезжали сюда и рубили здесь бабло, отправляли потом деньги на Украинской армии. Кто из наших артистов, кроме тех, кого я перечисляю, выступает на этой линии, кто поддерживает, кто говорит так, как я? Мы сами платим за дорогу, транспорт, бензин, привозим друзей на поддержку нашим конвоям, привозим и медикаменты, и военное снаряжение. То, которое мы можем купить. И при этом в конце декабря собираются какие-то немыслимые артисты, гонится туда самолет Минобороны, а те, кто отправился петь, получали миллионы рублей. И этот самолет, может, лучше было бы загрузить бронежилетами и медикаментами, и оборудованием, которое нужно для армии? Нет, этот самолет оказался для "господ артистов"…
Но может, и хорошо, что музыканты едут выступать и поддерживать наших солдат - не важно на чем, да и гонорары, может, не требовали, а согласились на них, раз предложили? Вот певец SHAMAN, которого вы критиковали за то, что отказался из-за гастролей приехать в 2022 году в ДНР, ЛНР и на новые территории России, в январе спел и в Луганске, и в Мелитополе. После этого поступка вы изменили к нему отношение? Или любой артист должен сегодня не думать о стадионах, а если зовут - ехать туда, где его ждут, в "горячих точках"?
Владимир Киселев: А знаете, сколько не едут?! Да, я призывал обратить внимание на не очень гражданскую, по моему мнению, позицию певца SHAMAN. Да, он хорошие песни написал, молодец. Но год человек набирался смелости, чтобы поехать туда, где уже были женщины - и Елена Север, и Анна Семенович, и Мара, и Юлия Чичерина, и Юлия Барановская, да и другие?! Так, может быть, мне надо сказать спасибо, что я пробудил гражданскую смелость и заставил людей задуматься о том, что надо поехать?! Ведь формулировки были чудовищные. Спрашиваем: "Почему вы не выступаете в концертах?" Отвечают: "А у нас, видите ли, в этот момент были проданы концерты в других городах, и мы должны были выступить там!" Ну, что это за формулировка?
Ну почему ни я, ни Гриша Лепс, ни мои дети, ни моя жена, ни Семенович, ни Чичерина, ни Джанго, мы же об этом даже на секунду не задумывались?!
Но в целом я говорил о некоем собирательном образе, потому что я этого человека не видел никогда в жизни. Дай Бог ему здоровья. Живите дальше. Но проявляйте свою позицию. Это же ваша страна. Это же ваш народ. Вот я о чем говорил. Поэтому нет никакой моей позиции: простить или не простить. Кто я такой, Господь Бог, что ли, прощать его или не прощать? Ну, поехал раз, надеюсь, что и дальше SHAMAN будет так поступать.
Было ли то, что вас огорчало в этих поездках в зону СВО?
Владимир Киселев: Однажды ЮрКисс со своими пацанами собрал два трейлера благотворительной помощи. Электрообогреватели, плитки, теплую одежду, еду, и так далее. И захотел передать через руководство силовых ведомств. Как вы думаете, это приняли? Нет. Нам заявили, что это нельзя делать по той причине, что мы тем самым дискредитируем госорганы, намекая на то, что государство не обеспечивает солдат полным комплектом. Оно обеспечивает, да, - оружием, бронежилетами. Но абсолютно всем в быту обеспечить очень сложно!
Вот мы и хотели помочь. Сделали это от души своей, от своего сердца, я имею в виду Юру и его друзей. И это не было укором кому-то - просто мы хотели быть со всеми вместе, тоже делать добрые дела! Причем за свои средства.
Артисты, которые уехали, возможно, признают свои заблуждения и ошибки или то, что кто-то запудрил им мозги, а у них самих было недостаточно правдивой информации. Может, покаются, захотят вернуться на Родину. А то ведь все чаще слышны мнения и о конфискации имущества, да и о цензуре, которой лично мне очень бы не хотелось - что вы думаете, как нам поступать в этой ситуации еще больше накаляющихся эмоций и все большей вражды к нам этих людей?
Владимир Киселев: Абсолютно не хочу об этом рассуждать. Потому что я не Господь Бог. И я не хочу никого осуждать. Единственное, что я скажу: самая большая проблема русского человека православного - это всепрощение.
Вот я никогда не прощал своих врагов. И считаю, что если человек выступил против меня, он сделал это осмысленно - он мой враг. Заблудшая он козочка, заблудшая у него душа, ошибся ли он - это его крест. Поэтому и не прощаю своих врагов. И я еще раз повторю, что отъезд Аллы Пугачевой - это укор нашим руководителям культуры. Вспомните наших знаменитых режиссеров - никого не интересовало, что Ефремов, Волчек, Любимов говорили на кухне. Но спектакль "Сталевары" и "Заседавшие", которые выпускал МХАТ, смотрели! Ну, а фильмы, которые они снимали: "Подвиг разведчика", "Семнадцать мгновений весны"?! Мало ли что эти люди говорили между собой, как обсуждали брови Брежнева, ведь они совершали абсолютно гражданские и патриотические поступки!
А вместо того, чтобы сейчас осуждать людей, которые уехали, лучше задуматься о том, почему мы допустили это? Вот в чем проблема. Поэтому какая мне разница, кого мы упустили и кого мы потеряли? Важнее думать о том, что будет завтра.
Поможет ли нам метод, давно испробованный во Франции, Южной Корее, да и в других странах: поддерживать музыкантов, поющих на родном языке, а также отечественные студии и шоу-бизнес? И при этом ограничивать иностранный язык на музыкальных радиостанциях… Сразу же найдутся те, кто обвинит в недемократичности или даже в отсутствии свободы слова.
Владимир Киселев: Ну, смотрите, Франция - гораздо более либеральная страна, светоч либерального прогрессивного человечества со времен Людовиков. Революция, Бастилия... Страна, проповедующая абсолютную свободу. "Марсельеза", "Интернационал".
При этом Франция приняла закон, который действует не 20 и не 30 лет. У них уже давно: максимум - 30 процентов англосаксонской музыки. В кино - обязательные отчисления на пропаганду и продвижение французского кино со всех иностранных и голливудских фильмов. А итальянская опера? Весь мир поет по-итальянски. А кто нашу оперу поет по-русски? Единичные случаи. Одна "Ария гостя" только по-русски поется, из "Князя Игоря". Даже в советские времена наши "Подмосковные вечера" и "Ландыши" пелись на Западе. А сегодня кто там нашу музыку знает? Единицы. А мы сами делаем что-то, чтобы ее узнали?
Поэтому - да, надо ее поддерживать и финансировать. Направлять. Других путей нет. Все, что я рассказал, это дневник, дорожная карта, что надо делать. Все, что я говорил, это просто надо услышать и это надо делать.
А иначе и через 10 лет опять будут сидеть вот такие, как мы с вами, журналист и музыкант и обсуждать, а как же мы потеряли и это десятилетие?!
Многое уже придумано и испробовано. Фильм "Спасти рядового Райана", "Апокалипсис". Кто эти фильмы финансировал? Пентагон. Кто финансирует "Джеймс Бонда"? Английская разведка. Это идеологическая война. Не заметим ее , уступим - проиграем и большую войну.
Каким вы видите в ней свое место?
Владимир Киселев: Я не могу воевать оружием, пулеметами и ракетами. Я могу воевать только своими песнями. И я это буду делать все равно. А если мы будем просчитывать количество бегунков, которые сбежали, и обсуждать, как вы говорите, прощать их или не прощать, то какой пример покажем тем людям, которые остались?! Кто-то об этом думает хотя бы на минуту?
Посмотрите, что происходит с кино?! Я себе представляю, что Шахназаров, Михалков и другие режиссеры смотрели на финансирование Роднянского и Серебренникова как на прямое финансирование государства, которые поносили нашу страну. А российские уважаемые режиссеры бегали, подбирали гроши, но снимали фильмы с абсолютно гражданской позицией.
У нас получился сложный разговор. Кажется, интервью такого накала и масштаба обсуждаемых тем у вас пока не было?
Владимир Киселев: Я вам отвечу, почему - я долго ждал диалога. А может, и того, что мне возразят или укажут, что не прав. Хотел обсуждения проблем, о которых всегда честно говорю. Такая вот у меня гражданская позиция…