21.02.2023 21:41

Что из космоса прилетело: "Прогресс МС-21" подвергся внешнему воздействию

Ситуация с повреждением на орбите сразу двух российских космических кораблей, без преувеличения, уже может служить сценарием для самого крутого космического блокбастера. Так, по предварительным данным РКК "Энергия", грузовой "Прогресс МС-21", как и ранее пилотируемый "Союз МС-22", подвергся внешнему воздействию.

Напомним: на обоих кораблях из-за неожиданной разгерметизации испарилась охлаждающая жидкость и нарушился режим терморегулирования. С повреждением "Союза" специалисты уже разобрались: исследования показали, что в радиатор приборно-агрегатного отсека корабля врезался спорадический микрометеороид. В расследовании той нештатной ситуации Роскосмосу помогло NASA: при осмотре камерами станционного манипулятора SSRMS было обнаружено и заснято отверстие размером около 0,8 мм.

Что касается "Прогресса", то он также был осмотрен оптикой 17-метровой руки-манипулятора. Но наиболее подробная фото- и видеосъемка были проведены после отстыковки от МКС 18 февраля. Как только грузовик отошел от станции, космонавты Сергей Прокопьев и Дмитрий Петелин с помощью системы телеоператорного управления развернули корабль и сфотографировали место поломки. Снимки показали изменения на внешней поверхности корабля, в том числе на радиаторе приборно-агрегатного отсека и панелях солнечных батарей. Как сообщает "Роскосмос", на них обнаружены отверстия, которые не фиксировались ни при изготовлении "Прогресса МС-21" на заводе, ни во время его подготовки к запуску на Байконуре, ни при полете и стыковке корабля с МКС. Заметим: диаметр "дырки" в радиаторе очень приличный - примерно 12 мм. Больше, чем на "Союзе МС-22".

Снимки показали изменения на внешней поверхности грузового корабля. Фото: Роскосмос

Государственная комиссия продолжает анализ обеих нештатных ситуаций. Рассматриваются все версии. Чтобы исключить версию брака при производстве, РКК "Энергия" проанализировала историю замечаний к системе терморегулирования кораблей "Союз" и "Прогресс" за последние пятнадцать лет. "Замечаний, которые могли бы привести к такой нештатной ситуации, выявлено не было. Резерв надежности системы терморегулирования составляет один год с момента запуска корабля, поэтому система гарантированно надежна в расчетных условиях ее эксплуатации", - следует из доклада предприятия.

Имитация повреждения, аналогичного тому, что было выявлено на "Прогрессе МС-21", запланирована в ряде наземных экспериментов. По словам специалистов, это поможет окончательно проверить все версии и выработать меры по парированию подобного рода угроз при разработке и производстве космических кораблей и аппаратов.

Обнаруженные отверстия не фиксировались ни на заводе, ни при подготовке корабля к полету

Надо сказать, что случаи пробоя микрометеороидом космического корабля или орбитальной станции происходили и ранее. Но еще никогда не приводили к таким серьезным последствиям. При этом, отмечают эксперты, пока ни у одной страны в мире нет системы наблюдения, позволяющей отслеживать микрометеороиды таких малых размеров - около 1 мм, летящих со скоростью 7 км/сек. Для сравнения: скорость пули куда меньше - составляет 300-800 м/с.

Специалисты подчеркивают: безусловно, все автоматические космические аппараты, орбитальные станции и пилотируемые корабли оснащены защитными экранами. И ученые постоянно работают над созданием новых способов и методов защиты. Но могут возникнуть ситуации, при которых никакая защита не поможет. Одно дело, если метеороид или космический мусор пролетает по касательной, при относительно небольшой разнице в скорости, а другое, если "встречным курсом".

Между тем

24 февраля в 03:24 по московскому времени с космодрома Байконур планируется пуск ракеты с беспилотным кораблем "Союз МС-23". Через двое суток он должен пристыковаться в автоматическом режиме к МКС.

"Союз МС-23" полетит в беспилотном режиме, чтобы заменить корабль "Союз МС-22", который поврежден спорадическим метеороидом. Из-за этого на нем по техническим причинам не может вернуться на Землю его экипаж в составе космонавтов Роскосмоса Сергея Прокопьева, Дмитрия Петелина и астронавта NASA Франциско Рубио.

Ранее планировалось, что Прокопьев, Петелин и Рубио вернутся на Землю на "Союзе МС-22" 28 марта. Теперь приземление состоится на "Союзе МС-23" и только в сентябре. То есть они задерживаются на космической станции еще на полгода.

Это не прецедент. Как рассказали в "Роскосмосе", в 2021 году полет космонавта Роскосмоса Петра Дуброва и астронавта NASA Марка Ванде Хая был продлен с полугода до года, когда они уже находились в космосе. Само продление положительно воспринимается космонавтами и не несет опасности для их здоровья, говорят специалисты.

Никакие задачи программы полета российского сегмента МКС не отменяются, а только сдвигаются "вправо". Изначально на "Союзе МС-23" на станцию 16 марта должны были полететь космонавты Роскосмоса Олег Кононенко, Николай Чуб и астронавт NASA Лорал О'Хара. Теперь их старт состоится в сентябре на "Союзе МС-24". Кроме того, как рассказали в "Роскосмосе", примерно на полгода - с осени 2023 года на весну 2024 года - сдвинется полет на "Союзе" первого космонавта Республики Беларусь.