Без кардинального изменения подходов к обучению экономический прорыв невозможен
Депутат Лантратова об изменении системы образования: Необходимо рассчитывать на свои силы и опираться на все лучшее, что у нас было
Петр Ковалев/ТАСС
Советская школа стала первой, потому что не делила образование на элитное и массовое, и всех детей учили по единому стандарту. И это было дорогое, фундаментальное образование, которое в других странах и сегодня доступно только узкой прослойке правящего класса. Образование же для всех без исключения советских школьников и студентов было по нынешним меркам элитарным. Системные знания способствовали развитию у учащихся кругозора.

Однако в последние десятилетия был заимствован западный функциональный подход: учим не для того, чтобы знать, а чтобы уметь использовать. Такой подход подразумевает, что фундаментальное образование должно быть только для элит, остальные должны обладать лишь необходимыми для обслуживания правящего класса компетенциями. Это об отсутствии требований к системным знаниям, которое привело к сокращению школьных предметов.

Сегодня, например, в школе не учат на постоянной основе черчению. Между тем, по мнению многих экспертов, черчение является основой инженерной и конструкторской мысли. Следовательно, фундамент для дальнейшего технического, инженерного образования в период профессиональной ориентации школьников не закладывается. По оценкам специалистов, такая ситуация уже привела к значительному снижению уровня технического, пространственного и творческого мышления школьников, с чем теперь сталкиваются преподаватели технических и педагогических вузов, колледжей и техникумов на занятиях с первокурсниками. Такая же участь постигла рисование, астрономию.

В своем Послании Федеральному Собранию наш президент поставил задачу за 5 лет подготовить 1 миллион рабочих профессий для обеспечения безопасности и конкурентоспособности России. Это как раз те специалисты, для которых черчение - базовый предмет, но который сегодня отсутствует как обязательный в школе.

Не стоит думать, что выделив достаточное количество средств, но не поменяв кардинально подходы к обучению, образовательные программы, нас ждет быстрый успех, прорыв в экономике.

Так, последние несколько лет Великобритания увеличивала траты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, но ожидаемых инноваций так и не появилось, и осуществить подъем в британской промышленности и экономике не удалось. Возможно именно потому, что фундаментальное образование доступно лишь достаточно узкому кругу истеблишмента.

Геополитическая ситуация в мире сегодня такова, что нам необходимо рассчитывать на свои силы, на свои разработки, на свои инновации, готовить своих специалистов и растить свою элиту, работающую в интересах своей страны, а не ориентированную на коллективный Запад. И стоит опираться в этом на все лучшее, что у нас было, в том числе на систему образования

Яна Лантратова
депутат Госдумы
Поделиться