Раньше считалось, что нефтяной рынок чуть ли не идеал и подобный механизм торговли нужно создать на газовом рынке. Идеологами этого процесса были Европа и США. Это подавалось под соусом, что лучшей модели торговли энергетическим сырьем и придумать нельзя. Хотя и на глобальном нефтяном рынке, связанном с большим объемом морских перевозок, существовали свои особенности. Тот же Brent и WTI (североморский и американский сорта нефти. - Прим. "РГ") всегда имели определенный спред, и достаточно большой в определенные периоды времени. Но тем не менее в целом это был взаимозаменяемый рынок, где один поставщик может заменить другого, найти другого покупателя.
Торговля нефтью велась практически круглосуточно - на бирже Сингапура, потом Лондона, потом Нью-Йорка. На каждой были понятные правила. Работа и фьючерсная торговля и покупка-продажа "физической" нефти. На рынке также работали свои надежные перевозчики, страховщики, трейдеры. Все функционировало как хорошие европейские часы.
Создали этот механизм импортеры нефти, но и добывающим странам вроде было комфортно. Западные консалтеры давно уже убедили российских нефтяников в том, как удобно быть частью глобального нефтяного рынка: просто достать нефть из земли да довезти ее до порта. А дальше не думай. Швейцарский трейдер найдет покупателя, греческий судовладелец ее перевезет, а британский страховщик даст страховое покрытие на транспортировку. Даже котировки на Urals считало лондонское агентство, на основе чего минфин считал налоговые ставки (и, кстати, пока до сих пор считает). Глобальная машина завертелась, а ты получай свою маржу. И вот сейчас эту систему начали ломать под соусом наказания одной страны. Создатели этой системы решили: а давайте мы Россию возьмем да и из этого комфортно работающего механизма выкинем.
Однако Россия - слишком большой и заметный участник глобальной нефтяной торговли, чтобы его можно было просто так выкинуть. Сразу же меняется структура спроса и предложения. И сразу же возникает нервозность у азиатских покупателей. Они понимают, что если России не будет на рынке, то цена сразу пойдет вверх. Европа заберет себе недостающие объемы с Ближнего Востока и Африки, банально платя премию к рынку. Так было и на рынке СПГ в 2021-2022 годах. Естественно, бедные по сравнению с "коллективным Западом" страны Азии такая перспектива совсем не радует. И они тут же начинают договариваться с Россией.
Запад начал действовать по принципу Тараса Бульбы - "я тебя породил, я тебя и убью". И сам начал уничтожать модель нефтяного рынка, которая де-факто позволяла Западу этот самый рынок контролировать. Это - иллюзия вседозволенности. И ведь начиналось-то это все не с России. Вспомните историю с NoOPEC (законопроект против ОПЕК в США. - "РГ") все помнят. Это была попытка подвести деятельность ОПЕК под антимонопольное американское законодательство, сделав его транснациональным. Это вызвало крайнее недовольство Саудовской Аравии. Которая теперь отлично понимает - сегодня механизм price cap обкатают на России, завтра возьмутся за саудитов. Политических поводов найдется вагон и маленькая тележка.
Но теперь Запада явно переоценил свои силы. Запустив демонтаж старого рыночного механизма и заставив и страны ОПЕК+, и азиатских импортеров (включая Китай и Индию) думать о новых механизмах и правилах торговли нефтью.
Сейчас происходит "великое переселение нефти по планете", которое является признаком демонтажа глобального рынка. Усиливается привязка поставщика к покупателю. Рынок краткосрочных контрактов, когда ты мог направить товар в любой регион при наличии танкеров, на самом деле будет уходить в прошлое. Связи между продавцами и покупателями будут усиливаться. Потому что одни покупатели будут считать определенных продавцов политически неправильными. Думается, что начнется еще и история с арестом танкеров. Судоходные маршруты будут более четкими, постоянными. Такие поставки, не исключено, будут нуждаться и в военно-морском сопровождении. Очень быстро будет происходить переход к расчету в национальных валютах. Не за горами и создание новой системы ценообразования.
Западная пресса пишет, что Россия продает свою нефть Индии за валюты стран Персидского залива. А Китай активно предлагает Ближнему Востоку торговлю нефтью за юани. Все верно. Появятся в нефтяных расчетах и юани, и рупии, и рубли, и дирхамы .Будут появляться национальные страховые компании. Будет окончательно сформирован незападный танкерный флот для перевозок. Появятся новые механизмы и в ценообразовании, и в страховании рисков. Задача России - не ждать, когда тот же Китай сам сформирует под себя выгодную ему систему торговли. Не повторить той же ошибки, которую мы уже сделали. Тогда просто роль США перейдет к Китаю - страховать нефть будут китайские компании, возить будут китайские танкеры, расчеты производиться в юанях. И цены будут определяться где-нибудь на Шанхайской бирже.
Было колоссальной ошибкой, что мы не начали создавать свой танкерный флот раньше. А почему мы этого не сделали? Потому что наши мудрые экономисты говорили, что нефть - обреченная индустрия. Машиностроение - обреченная индустрия. Это все отрасли первой, второй промышленных революций. А мы-то уже находимся в четвертой, и вкладывать деньги в умирающие отрасли глупо. Это было абсолютно доминирующей экономической идеологией, в рамках корой добыча нефти рассматривалась как проклятье и временное явление, от которого надо быстрее отказаться. И прыгнуть вслед за Европой в мир зеленой экономики.
Может быть, сейчас все-таки клюнувший петух заставит понять, что на самом деле индустрии даже второй промышленной революции вполне могут оказаться востребованными. И на их продукты вполне находится спрос. Только теперь не в Европе, а в Азии.
Так что сейчас надо действовать в логике "не было бы счастья, да несчастье помогло". Дело в том, что наш прежде основной рынок сбыта углеводородов - Европа - действительно намерена отказаться от нефти и газа.
Наши зеленые визионеры поспешили принять устремления Европы за общемировой тренд. Что, в общем-то, не удивительно. Европейцы действительно мастера в том, чтобы навязывать свою картину мира остальному человечеству. Увы, и наши регуляторы давно уже взяли на вооружение чужой взгляд на будущее энергетики, исходя из необходимости любыми путями и России идти курсом ускоренного энергоперехода. Я уже неоднократно пытался доказать, что для России это просто самоубийственная стратегия. Наши углеводороды еще долго будут востребованы - но вот европейский рынок действительно был тупиковым с точки зрения будущего. Ограничение потребления нефтепродуктов и газа вполне вписывается в зеленый курс Брюсселя. Частью "старых" энергоемких "грязных" отраслей экономики (нефтепереработка, химия, металлургия, машиностроение) Европа готова пожертвовать, делая ставку на "модные" биотехнологии, фармакологию и цифровые решения.
В борьбе дизельного и электрического двигателей ЕС также давно уже обозначил свой очевидный выбор в пользу последнего. Так что борьба с Россией как поставщиком евробюрократией воспринимается как форсаж зеленого курса. Но и для нас это необходимость ускоренного разворота в Азию. Возьмем наши рекордные поставки нефти в Индию. Огромная страна с населением, которое в текущем году, по версии ООН, официально превысит население Китая, - это растущий рынок. Но, что важнее, в Индии очень осторожно и неторопливо относятся к энергопереходу. Значит, Индия по определению перспективное государство для российского экспорта. В сторону индийского рынка все равно нужно было разворачиваться. И можно было это сделать гораздо раньше. Да, поставка нефти в Индию из российских портов на Балтике и Черном море была затруднена из-за больших расстояний. Но сейчас этому процессу придано политическое ускорение. Еще раз повторю - нам все равно пришлось бы это делать. Пакистан, Индонезия - все это тоже перспективные для нас рынки сбыта нефти и нефтепродуктов.
В масштабе всего мира окончательно оформятся два энергетических полюса. Один полюс - энергетических авангардистов. Это сторонники агрессивного энергоперехода, те, кто считает, что эпоха углеводородов прошла. Но все четче заявит о себе и второй полюс. Лагерь энергетических консерваторов, который будет считать, что главное все-таки доступные и относительно дешевые энергоносители. В первую очередь, это Индия и Китай. Им необходимо поддержать развитие экономики нужным количеством энергии и топлива. Они будут проводить консервативную энергетическую политику, иногда прикрываясь зеленой демагогией.
Почитайте свежий прогноз BP - компания уверяет, что конфликт на Украине ускорит отказ от нефти и газа, поскольку страны по всему миру уже отдают предпочтение собственным возобновляемым источникам энергии для повышения надежности поставок. Еще одна типичная попытка самосбывающегося прогноза. На самом деле события на Украине действительно стимулируют отказ от углеводородов - но только в Европе. В Азии же все наоборот - страны региона понимают, что ЕС загоняет их в мир дорогой энергии, где им предстоит брать зеленые кредиты и оплачивать на них заведомо невыгодный тип генерации. Под лозунги о коллективной ответственности за климат (хотя плодами промышленных революций всегда пользовался прежде всего именно Запад).
Кстати, довольно противоречива ситуация в США. Там эти два лагеря ведут отчаянную борьбу друг с другом внутри страны. Что полностью вписывается в двухпартийную картину мира. Республиканцы не забывают, что США - крупнейший производитель углеводородов в мире, который агрессивно навязывает свои нефть и газ их импортерам. А вот демократы принимают план колоссальных государственных инвестиций в зеленый сектор.
Долгие годы Россия интеллектуально поддерживали лагерь энергетических авангардистов, что было откровенным чудачеством (ну это все равно как Бразилия прекратила бы играть в футбол и стала бы яростно поддерживать хоккей, заявив, что распускает сборную по футболу, потому что верит теперь в перспективы национальной команды по перемещению шайбы на льду). Теперь пора срочно становиться одними из лидеров энергетического консерватизма.
Подготовил Сергей Тихонов