Работодателей надо вовлекать в формирование образовательного заказа

В какое образование нужно вкладываться - в среднее или в высшее? В последнее время для ответа на этот вопрос привлекаются и серьезные аналитики, и представители науки, и даже футурологи.
Подготовку кадров следует вести, исходя из реальных потребностей работодателя.
Подготовку кадров следует вести, исходя из реальных потребностей работодателя. / Игорь Филонов

Хотя очень простую подсказку можно найти на кадровом портале. На одну вакансию юриста в Центральном федеральном округе сегодня претендуют 9,3 специалиста, на вакансию инженера - 2,1, а на одну вакансию рабочего - редко более чем 0,9. У нас несколько регуляторов выпускают стандарты, профессиональные и образовательные. Там похожая ситуация: на куст специальностей, связанных, скажем, со СМИ и журналистикой, стандартов значительно больше, чем на группу профессий, относящихся, например, к металлургии.

Исходя из структуры предложения на рынке труда, надо понять: интересы государства должны иметь очевидные фокусы на развитие среднего профессионального и высшего инженерного образования. Но для получения реального эффекта следует создать институт профессионального заказчика. На практике это означает государственный заказ на необходимые экономике профессии и специальности с уверенным трудоустройством молодых специалистов по получении диплома.

Для формирования качественного государственного заказа на требуемые квалифицированные кадры следует прежде всего перейти к среднесрочному планированию потребностей. А вот его-то проводить без сбора ожиданий и "мягких запросов" рынка труда сложно и даже бессмысленно. Хорошую перспективу здесь нам дает новый профиль потенциального сотрудничества ведомств с государственными компаниями или контролируемыми государством частными работодателями. В идеальном пределе именно с ними Минтруду, Минпросвету и Минобру предстоит совершить главный разворот: вовлечь работодателей в постановку образовательных задач и формирование образовательного контента.

Если вспомнить советский образовательный опыт, о котором все чаще говорят как о положительном примере, то в той системе образования государство было и заказчиком, и работодателем. Если в Советском Союзе готовили выпуск 200 инженеров-химиков, то всегда определенно знали, на какие предприятия химической промышленности они будут направлены. Сегодня много субъектов в той же химической промышленности составляют частники; а они вполне могут не захотеть принять наших выпускников в приказном порядке. Поэтому к такому императиву не надо даже стремиться.

Работодателям нельзя приказать взять молодых специалистов: их нужно заинтересовать

Сегодня работодателям нельзя приказать взять молодых специалистов: их нужно заинтересовать. Во-первых, вовлекать в логику и систему образовательного заказа (скажем, создавая экспертно-методические советы с обязательной ролью будущих работодателей). Во-вторых, ограничивать преференции тем, кто не берет на работу выпускников успешных колледжей и вузов (как варианты - не допуская их к государственным заказам или отказывая в субсидиях). И в-третьих, стимулировать наем молодых специалистов экономическими методами (например, предоставляя льготу по обязательным взносам на первые три года карьеры).

Эти три шага позволят, как ни странно, изменить треки образовательного выбора не только на уровне государства, но и на уровне абитуриентов и их семей. Ведь если после окончания колледжа или вуза у выпускника по эффективно спланированным и нужным специальностям будет уверенность в трудоустройстве в родном регионе, то количество юристов, годами сидящих на иждивении родителей после получения диплома, резко снизится.

Но для гармонии новой системы наше образовательное сообщество тоже должно перестроиться; а оно, как известно, очень консервативно - ему сложно приказывать. Да и сама отечественная индустрия - отрасль длинного плеча: если мы хотим получить результаты через семь лет, начинать нужно уже сейчас. И заинтересовать профессиональную среду тоже как-то придется. Конечно, при формировании актуального контента и при наполнении программ самыми современными ожиданиями новые кадры в образование пойдут сами собой; и что крайне важно - преимущественно в регионах.

Но рискну предположить, что такая мотивация сработает лучше, если часть вузов станет колледжами, а часть их укрупнится. Как известно, доброе слово всегда работает лучше, если оно подкреплено уместной силой. Потому что сегодня более 700 вузов ежегодно осваивают более 600 тысяч бюджетных заказов, приводя нас к тому, с чего мы начали: конкурсу из девяти юристов на одно место и борьбе за среднестатистического 0,9 рабочего.