- С 2022 года в стране реализуется целый комплекс мероприятий по использованию электрического транспорта. Одно из них - пилотный проект развития электрозарядных станций. Тульская область вошла в него в числе других 16 регионов, - отметил Олег Дючков.
Помимо установки ЭЗС на федеральных трассах в регионе развивается сеть электрозарядных станций внутри населенных пунктов. В прошлом году при поддержке регионального правительства в областном центре стартовал проект создания городской сети ЭЗС. Сейчас в Туле уже смонтировано 25 зарядных станций. Правда, по словам владельцев электромобилей, реально в Туле можно заправиться лишь в десятке точек. В нынешнем году планируется ввести в эксплуатацию еще 15, а до конца 2024 года их общее число достигнет 50.
- Заправочные станции бывают нескольких типов: быстрые, средние и медленные. В Туле есть только одна быстрая зарядка - возле автосалона "Тесла" на Павшинском мосту. На парковке "Искры" и улице Оборонной - средние по скорости. Плюс пару зарядных станций поставили возле многоквартирных домов сами жильцы. В Туле почти все станции работают через приложение PortalEnergy, там можно смотреть, работают ли зарядки, занято там или свободно, - рассказал "РГ" Григорий Ребров, занимающийся подбором и покупкой автомобилей в Европе и Америке. - Есть разные типы зарядных портов на автомобиле: европейского стандарта и американского. На станциях зарядки также установлены разные порты. Так, медленная (домашняя, от розетки) заряжает примерно 2,5 киловатта в час, средняя (как на "Искре") - девять, быстрая (как на Павшинском) - 45. Это для американского типа портов. Для европейского история поинтереснее: конкретные цифры не скажу, знаю, что на быстрой зарядке - 120 киловатт в час.
Стоимость зарядки - 15 рублей за киловатт-час на обычной, 20 рублей - на быстрой. На вопрос, сколько можно проехать при "полном баке" без подзарядки, точного ответа нет. Зимой энергию расходует еще и печка, летом - кондиционер. Батарея садится - пробег уменьшается. Григорию в электромобиле с максимальной батареей по городу летом зарядки хватало на 300-350 километров, по трассе - на 400-450 километров. Владелец Tesla Сергей Степанов говорит, что при езде по городу ему приходится заправляться раз в три-четыре дня. Впрочем, есть у электромобилей и примечательная особенность: за счет рекуперации (торможение батареей) при спуске с горы, например, или если буксируют, аккумулятор заряжается за счет энергии от вращения колес. По словам Сергея, за час на тросе зарядки от колес хватит на 100 километров. К слову, как пояснил Григорий Ребров, благодаря рекуперации у электромобилей намного меньше износ тормозных колодок, тормозных дисков, чуть выше безопасность, практически отсутствует возможность перегреть тормоза.
Время, которое придется потратить на зарядку "до полного бака", зависит от емкости аккумулятора в конкретном автомобиле. Самые распространенные электромобили в России - Nissan Leaf и Tesla. На первом аккумулятор мощностью 30-40 киловатт, на втором - от 65 до 85. Можно прикинуть, сколько постоишь на ЭЗС. По словам Григория, удобнее всего тем, кто живет в частном доме: вывел розетку во двор, поставил машину заряжаться на ночь - и спишь спокойно. Известие о расширении зарядной инфраструктуры оба восприняли с воодушевлением.
- Это отлично, потому что на сегодняшний день, владея Tesla с максимальной батареей, с комфортом можно ездить только по Туле и области плюс доехать до Москвы или Калуги. На Nissan Leaf до Москвы не доехать. И зарядки по пути - отличная идея, - говорит Григорий Ребров. - Именно из-за неразвитой инфраструктуры в Тульской области владеть электромобилем неудобно, если нет частного дома.
По словам Олега Дючкова, на сегодняшний день в регионе зарегистрировано всего 40 электромобилей. Конечно, заправляются на тульских ЭЗС транзитные машины, наверняка есть и авто, зарегистрированные в других регионах.
- Для удобства жителей особое внимание уделяется размещению ЭЗС на парковочных пространствах вблизи жилых домов. Зарядными станциями необходимо охватить все районы областной столицы, чтобы водители могли заряжать свои электрические авто в любом удобном для них месте, - считает министр ЖКХ Тульской области.
Чиновник уверен: если будет больше ЭЗС, то и экологически безопасного электротранспорта станет больше. Григорий Ребров поделился своими наблюдениями на этот счет: он гнал машину из Беларуси, и в Минске, по его словам, очень много городских зарядок и электромобилей - больше, чем у нас. При этом владельцы электромобилей обращают внимание и на то, что, например, в Москве парковки для этого транспорта бесплатны - даже самые дорогие возле Большого театра. Есть бесплатные парковки для электромобилей и в Калуге, а в Туле - нет. В некоторых регионах электромобили освобождают от транспортного налога, в той же Москве есть бесплатные ЭЗС, а с 1 марта стартует эксперимент по бесплатному проезду по платным дорогам.
И все же стоимость электромобилей в полтора-два раза выше, чем у традиционных авто аналогичного класса. Даже при наличии льгот и примерно в три раза более дешевое топливо окупится такая машина лет через пять-шесть. Так что пока это скорее вопрос престижа. Но их владельцы в один голос говорят об удовольствии ездить на электромобилях, в которых много удобных моментов: это и бесшумность, и отсутствие коробки передач, и минимум трат на техническое обслуживание.