Декабрьская "Ладья", по признанию ее участников, оказалась весьма успешной. Прошлый год - Год культурного наследия народов России - вообще стал знаковым для отрасли: был учрежден День народных художественных промыслов, а в Совете Федерации РФ появилась постоянно действующая комиссия по сохранению и развитию НХП. По словам вице-спикера СФ Галины Кареловой, реализация мер поддержки предприятий народных промыслов позволила нарастить объемы производства до 8,8 миллиарда рублей, что является лучшим результатом за последние годы. "При нашем содействии правительством РФ упрощен механизм субсидирования отраслевых компаний, а общий объем средств поддержки в прошлом году вырос на 22 процента", - написала она на своей странице на сайте Совета Федерации.
Судьбы многих предприятий народных художественных промыслов очень похожи. В советское время на этих фабриках работали сотни человек, выпускались огромные объемы продукции, к качеству которой предъявлялись особые требования. В 1990-е годы - резкий спад производства и трудное выживание на грани банкротства. В отрасли, как отмечают эксперты, два основных стоп-фактора - устаревшая материально-техническая база и отсутствие налаженных рынков сбыта. Лишь в последние годы ситуация начала меняться. С одной стороны, свою роль сыграла поддержка государства, с другой - на НХП обратили внимание инвесторы.
Фабрика скопинской керамики в Рязанской области закрылась в декабре 2021 года, прямо перед прошлой выставкой "Ладья. Зимняя сказка" ("РГ" писала об этом 7 декабря 2021 года). Этот народный художественный промысел не только рязанский бренд: изделия скопинских гончаров известны далеко за пределами региона. Сегодня фабрика работает.
- С колен встали. Не скажу, что со всем согласна, но вижу, что процесс восстановления идет. Художники, которые пережили трудные времена и остались, работают, - поделилась с "РГ" впечатлениями народный художник РФ, лауреат Государственной премии России, почетный член РАХ Татьяна Голованова.
Возобновление работы фабрики стало возможным благодаря появлению инвестора: интерес к этому народному художественному промыслу проявил глава концерна "ЦЭМ", специализирующегося на строительстве и реконструкции промпредприятий по всей России, Юрий Швецов. Были минимизированы затраты: фабрика внедрена в бухгалтерию, систему снабжения и управления концерна. Сегодня в Скопине остались лишь художники и специалисты-производственники. Министерство экономического развития Рязанской области предоставило льготные займы и субсидии. С помощью выделенных средств удалось провести реконструкцию и капитальный ремонт здания - кровли и стен, приобрести погрузчик. Поддержка властей - это еще и предоставление возможности бесплатно торговать на летней ярмарке на площади Победы в Рязани. В планах инвестора - модернизация предприятия и замена оборудования.
- Долги по зарплате выплатили, потихоньку работаем. В принципе сохранилось все, может, в чуть меньших объемах, - рассказала "РГ" главный художник фабрики Наталья Годовикова. - Сегодня много заказов на изделия в технике шамот, мы уловили этот спрос и успешно этим пользуемся. Но это вовсе не означает, что мы перестали заниматься керамикой. В декабре хорошо показали себя на "Ладье". Несмотря на то что там было много керамики, интерес к нашим работам был большой, мы очень хорошо поторговали.
- Шамот не скопинская керамика, конечно. Но ведь и это делается художниками с высоким уровнем мастерства. Так что говорить о деградации не стоит. Увы, высокохудожественные авторские работы продаются сложно, пожалуй, в основном на выставках. Не так много людей, готовых выложить 30-40 тысяч рублей за квасник. Как правило, покупают сувениры не дороже 200 рублей. Но авторам надо есть каждый день, и чтобы лампочка горела, и чтобы тепло в мастерской было, - рассуждает Татьяна Голованова.
К слову, отсутствие иностранных туристов в минувшем году никак не отразилось на уровне продаж традиционной скопинской керамики. По словам Натальи Годовиковой, напротив, в прошлом году наблюдался даже всплеск интереса именно к дорогим авторским изделиям, выполненным по традиционной скопинской технологии. По ее словам, на авторские изделия поступали запросы из музеев и от коллекционеров, появились даже постоянные клиенты.
С появлением инвестора изменилась и маркетинговая политика. К единственному магазину художественной керамики в Скопине прибавились еще четыре точки продаж: две в Рязани и две в Краснодарском крае (в Дивноморске и Краснодаре). Также предприятие заключило контракт с рязанской сетью магазинов "Апельсин", благодаря чему продукция фабрики представлена еще в пяти регионах.
- Мы сейчас начинаем использовать площадки OZON и Wildberries, наши изделия теперь и там, - сообщила Наталья Годовикова.
В планах - создание туристического кластера с краеведческим музеем.
Завод по производству хрусталя в Дятькове Брянской области был основан в 1790 году Марией Мальцовой, здесь уже 230 лет выпускают высокохудожественный хрусталь с очень тонкой алмазной гранью. В Советском Союзе было всего два крупных хрустальных завода - в Дятькове и в Гусь-Хрустальном. Как рассказала "РГ" директор Дятьковского музея хрусталя Светлана Бабаева, ассортимент был рассчитан на самые широкие слои населения. Тогда на Дятьковском хрустальном заводе на основном производстве было 12 печей, работали 5,5 тысячи человек. Сегодня на дятьковском заводе работают 150 мастеров. Бывший заводской музей хрусталя не только является крупнейшим в нашей стране, но и превосходит по богатству многие мировые собрания. В 2009 году его спасло государство - сегодня это госучреждение, а производство - точнее, остатки завода - подхватил инвестор, глава группы компаний DMI (интерьерные бренды), генеральный директор УК МК "Катюша" Сергей Авдеев.
- Сегодня завод ориентирован на выпуск дорогих изысканных изделий. Конечно, объемы производства другие, - рассказала Светлана Бабаева. - Но именно такие предметы роскоши сегодня востребованы. Да, они дорогие: например, не самая большая вазочка может стоить 25 тысяч рублей, а набор хрустальных шахмат - 250 тысяч.
По ее наблюдениям, внешнеполитическая ситуация практически не оказывает влияния на объем продаж дятьковского хрусталя.
- Иностранцы и раньше к нам особо не ездили. Минувший год был не хуже и не лучше других с этой точки зрения. А внутренний туризм - это автобусы из Калуги, Москвы, Курска, - добавляет директор Музея хрусталя.
Правда, сегодня на заводе нет своих художников с авторскими работами, поскольку работают в основном с иностранными дизайнерами. По словам Светланы Бабаевой, от обращения к репликам зарубежных авторов производство не перестает быть народным художественным промыслом, который определяется местом, бытованием и особенностями производства.
Сохранение производства связано во многом с проектом создания туристического кластера "Хрустальный город". Фабрика по производству хрусталя является сердцем этого кластера. Здесь со специальной площадки можно увидеть рождение хрустальных изделий - процесс, полностью сохранившийся с ХVIII века. Также кластер включает в себя храм-памятник "Неопалимая Купина" с единственным в мире хрустальным иконостасом и музей. Рядом с храмом возведен хрустальный поклонный крест в память о погибших здесь воинах. В этом году в отреставрированном здании ХIХ века откроется гостиница. Как сообщается на сайте Минпромторга РФ, проект реализуется в рамках Стратегии развития туризма в России. По мнению экспертов, такие комплексы помогут найти новые источники прибыли: это и сбыт через специализированные магазины, и экскурсии на производство, и проведение мастер-классов.
В Рязанской области на границе с Мордовией есть небольшой поселок Кадом, где мастерицы вышивают удивительной красоты кружева. Подобная техника игольной ручной вышивки сегодня не встречается больше нигде. Она так и называется: кадомский вениз, изяществом своих узоров схожа с венецианским кружевом.
- В Венеции, на острове Бурано, есть музей. Там несколько пожилых мастериц вышивают очень похоже. Но наша вышивка намного тоньше, изящнее. Во-первых, там уже никто не вышивает руками - иголочкой. Во-вторых, работают довольно толстыми нитками. К тому же у нас необычный дизайн - там повторяющийся рисунок, а здесь все разное: цветы, виды вышивок на одном изделии, - рассказал "РГ" гендиректор фабрики "Кадомский вениз" Николай Ренин. - Когда мы привезли свои изделия на конгресс Международной ассоциации коклюшечного кружева, из 800 участников кадомский вениз был признан самой тонкой вышивкой в мире.
Кадомские белошвейки несколько лет назад были на грани банкротства. И здесь также появился инвестор: предпринимательница из Москвы выкупила паи фабрики и все готовые изделия, чем спасла ее от разорения. На туристов, в том числе иностранных, здесь никогда не рассчитывали: если Дятьково находится всего в 30 километрах от столицы региона, то до Кадома от Рязани - 350 километров. Выживают в основном за счет участия в выставках-ярмарках, на которые и приходится больший объем продаж, и поддержки государства. Так, в декабре на "Ладье" продали продукции на миллион рублей, за четыре дня выставки в ТПП - на 150 тысяч, в Рязани на выставке за неделю наторговали на 250 тысяч. Как рассказал Николай Ренин, государство оплачивает участие в выставках до 90 процентов. Плюс субсидии федеральные и региональные - на оплату энергоносителей, частичная компенсация страховых взносов. Благодаря инвестору отремонтировали здание, из областного бюджета получили миллион рублей на обновление оборудования.
Изделия ручной работы делают долго, и потому они дороги. Больший спрос на самые дешевые - те же дамские платочки, элементы одежды, а также утилитарные вещи, например столовые группы. В последнее время кадомский вениз стали закупать торговые фирмы. Порой заказывают подарки, но это редко.
- Мы советовались с американским маркетологом: как и что может заинтересовать иностранцев. Ответ был такой: продаваться будут вещи изысканные, дорогие, но для этого надо вложить большие деньги в рекламу. А денег на рекламу у нас нет, - посетовал директор кадомской фабрики.