Почему мебельной промышленности надо искать новые рынки

Недавно стали известны покупатели российских активов шведской компании ИКЕА. Все три завода отошли к отечественным производителям: площадки в Тихвине и Вятке приобрело лесозаготовительное и деревообрабатывающее предприятие из Республики Коми, а фабрику в Великом Новгороде - петербургский производитель декоративных покрытий для мебели. К этой сделке изначально было приковано внимание профессионалов отрасли и потребителей, поскольку продукция шведской компании пользовалась большим спросом. Повлиял ли ее уход на развитие мебельной промышленности России и что, вероятнее всего, будут производить на бывших заводах сети?
Меблировать квартиру в одном месте можно далеко не в каждом магазине
Меблировать квартиру в одном месте можно далеко не в каждом магазине / Евгений Одиноков/РИА Новости

Сегодня в интернет-магазинах можно приобрести хорошо знакомые книжные шкафы и стеллажи - точь-в-точь, как выпускал ушедший гигант, только от российских фабрик. В некоторых описаниях указано: "Сделано по мотивам дизайна ИКЕА". Правда, при заказе такого шкафа могут сообщить, что с поставками возникли сложности и придется подождать либо выбрать что-то другое. Но сам факт наличия подобных товаров говорит о том, что покупатель до сих пор грустит по скандинавскому интерьеру.

- На мой взгляд, "поминки" по этой сети чересчур затянулись, - считает председатель совета директоров компании Mr. Doors Максим Валецкий. - Доля ИКЕА на российском рынке, по нашим оценкам, составляла не более пяти процентов. Профессиональные ассоциации считают, что и того меньше. По результатам 2022 года порядка 85 процентов этой доли заняли отечественные игроки - прежде всего бывшие поставщики шведской сети и крупные компании, которые занялись расширением ассортимента. Оставшиеся 15 процентов поделили производители из дружественных стран.

По словам эксперта, уникальным торговым предложением шведов стала возможность полностью укомплектовать интерьер квартиры в одном магазине. Если российские производители смогут дать рынку предложение по такой "меблировке под ключ" (а спрос на него очевиден), они не только упрочат свои позиции, но и станут локомотивами отрасли. Крупные компании при расширении ассортимента уже закладывают возможность обставить все зоны жилого помещения, а также программы поддержки на всех этапах работы.

Теоретически по этому пути могут пойти и новые собственники активов ИКЕА. Сами они пока не озвучивают производственных планов, да и сделка еще полностью не завершена (по нашим данным, это должно произойти в феврале-марте). Предприятие из Коми подтвердило только, что сохранит все рабочие места и даже будет набирать новый персонал.

- Приобретение данных заводов коренным образом рынка не изменит, - полагает президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР) Александр Шестаков. - Основная проблема российских мебельщиков сегодня - не производственные мощности, а емкость рынка и развитие экспорта мебели. Заводы шведской компании ранее производили мебель для поставок в ее магазины за рубежом. Возможно, новые собственники продолжат экспортировать продукцию - вопрос только в том, в какие страны.

В новых реалиях российские производители потеряли почти две трети рынков сбыта, которые в основном приходились на западные страны. Эти объемы теперь остаются в России. Поворот на восток в мебельной отрасли происходит медленнее, чем во многих других.

Если российские производители смогут дать рынку предложение по такой же "меблировке под ключ" (а спрос на него очевиден), они не только упрочат свои позиции, но и станут локомотивами

- Развитие бывших активов ИКЕА кажется мне реалистичным только при серьезной поддержке государства. Без нее продукция просто не найдет рынков сбыта, а она будет, определенно, массового уровня, поскольку на это рассчитаны мощности производств шведского игрока, - прогнозирует Максим Валецкий. - Речь может идти, например, о крупнейших застройщиках, нацеленных на продажу квартир с меблировкой, что давно обсуждается на федеральном уровне.

Генеральный директор АМДПР Тимур Иртуганов также сомневается, что в ближайшие два года проданные предприятия будут работать при полной загрузке. По его мнению, большое количество однотипной мебели сложно реализовать на внутреннем рынке.

Но бывший владелец этих фабрик отличался креативными идеями. Вполне возможно, что новые собственники придумают собственное уникальное предложение, перед которым российские потребители не смогут устоять.

Кстати

По данным отраслевой ассоциации, объем производства мебели в ценовом выражении в минувшем году вырос на 15 процентов, а в натуральном остался на уровне 2021-го. Доля импортной продукции сократилась с 41 до 25 процентов, экспорт упал на 40 процентов.