Большая проблема сейчас провести общее собрание в СНТ. Можно ли его проводить в электронном виде?
Алексей Бутовецкий: Закон об электронном голосовании для дачников вступил в силу. У нас были разные предложения - использовать портал госуслуг или создать специализированные сайты, как ГИС ЖКХ. Но было и понимание, что сложные процедуры не найдут поддержки. Поэтому мы сделали максимально простой механизм: вы можете определить страницу товарищества, отдельную платформу или даже голосовать в мессенджерах. Главное, чтобы за членом СНТ в реестре членов товарищества был зафиксирован номер телефона или адрес электронной почты. Если с них приходит сообщение председателю или в чате, голос засчитывается.
Можно провести голосование в электронной форме, если это не прописано в уставе СНТ?
Алексей Бутовецкий: В уставе должен быть отражен порядок проведения такого голосования, перечень вопросов, по которым оно возможно, используемый ресурс. Садоводам следует принять решение о переходе на такую форму. Не все прибегнут к новым механизмам. Зачастую маленьким СНТ, где 30-50 участков, привычнее собираться очно.
В закон о садоводстве внесены изменения, которые разрешают садоводческим некоммерческим товариществам входить в состав населенных пунктов. Это востребовано?
Алексей Бутовецкий: Когда мы предлагали поправки, речь шла о том, чтобы в принципе появилась хоть какая-то процедура. Садоводы пытались инициировать включение садоводческих некоммерческих товариществ (СНТ) в состав населенных пунктов, но никаких определенных критериев для этого не было. Закон предусмотрел, что условия, которым должно отвечать СНТ, устанавливают субъекты РФ, это не обязанность, а право. Мы не могли утвердить единые алгоритмы для всех ввиду разной региональной специфики.
Там, где они будут приняты, каждому СНТ станет понятно, что признание населенным пунктом возможно при соблюдении конкретных условий. Например, в них не менее ста участков, определенная ширина дорог и новые сети. Я считаю, что это правильно. Многие СНТ схожи по размерам с населенными пунктами. Другое дело, что включение в их границы может повлиять на кадастровую стоимость участка, поэтому не всегда среди садоводов есть единое мнение.
Дачники боятся, что если СНТ станет населенным пунктом, то муниципалитеты смогут распоряжаться землей на свое усмотрение. Вместо детской площадки, например, построят общежитие.
Алексей Бутовецкий: Нет, это не так. Если участок принадлежит СНТ либо находится в общей долевой собственности, то без волеизъявления правообладателя построить что-либо нельзя.
Росреестр представил законопроект, касающийся заброшенных дачных участков. Их будут изымать?
Алексей Бутовецкий: Мы разработали комплексный законопроект по повышению эффективности использования земли и предлагаем в целом пойти по пути закона об обороте земель сельхозназначения. Правительством для них установлены признаки неиспользования: закочкаренность, закустаренность, показатели по порче почв и другие. По остальным же категориям такого регулирования нет, а заброшенные промзоны, гаражные кооперативы и СНТ, пустыри - есть. Например, председатель жалуется, что на участке вырос бурьян, борщевик, провалилась крыша дома, в нем поселились люди без определенного места жительства и превратили территорию в свалку. А мы не можем реагировать, потому что критерии не зафиксированы, и получается заброшенность - субъективизм.
Поэтому готовим законопроект для внесения в правительство. У нас поручение президента реализовать это решение до января 2024 года. При определении критериев нам будет проще работать с гражданами. Ни в коем случае ни у кого нет идеи всех оштрафовать или изъять участки. Наша цель - использование земли по назначению. Законопроектом предполагается, что хозяин будет получать предписание о необходимости привести участок в порядок. Если он не отреагирует, тогда включатся госмеханизмы и возможно привлечение к ответственности. Если собственник совсем не хочет заниматься участком, ему следует задуматься, как им распорядиться - продать, подарить. Но должно быть меньше заброшенных земель.
Сейчас появляются новые СНТ?
Алексей Бутовецкий: Сейчас это непопулярно. Люди стремятся не зависеть от коллективных решений, поэтому, скорее, предпочтут участок в деревне, чем в СНТ.
Преимущество у нового СНТ, по сути, одно - это чуть ли не единственный механизм, который позволяет получить большой массив земли без проведения торгов.
Никита Чаплин: Сегодня создание дачных поселков - это больше коммерческая история. Загородная недвижимость в хороших местах, рядом с городами, всегда востребована. COVID и удаленка сделали загородную жизнь еще популярнее.
Что касается бесплатного предоставления. Это многодетные. Это врачи. В некоторых регионах - это лучшие по профессии. По решению президента будут предоставлять участки тем, кто отличился и является участником боевых действий в рамках специальной военной операции. Уже формируем участки, которые находятся в Подмосковье в региональной собственности, в муниципальной, неразграниченной. В том числе и федеральные. Чтобы создавать садоводческие некоммерческие товарищества для участников специальной военной операции, которые отличились.
А вы им по шесть соток планируете раздавать?
Никита Чаплин: Будет принято решение на региональном уровне. Думаю, что шесть соток - это несправедливо. Надеюсь, что до 25 соток будет предоставляться. Должны быть нормальные участки. И не просто в чистом поле.