- Я считаю эту инициативу правильной, нечего воспитывать белоручек. В моей школе никогда не отказывались от труда в разных его вариантах.
Во-первых, дети должны воспитываться с пониманием, что нет никаких слуг, которые будут мыть за них стены, полы и так далее. Поэтому школьники сами все делают. Ведь это зона их ответственности. Разумеется, не моют туалеты, потому что по санитарным нормам детям это делать запрещено.
У нас есть гончарная и ювелирная мастерские, кузнечное и парикмахерское дело, где можно заняться полезной и плодотворной работой, которая развивает творческое начало в ребенке.
Но здесь я две вещи должен подчеркнуть. Во-первых, труд не должен быть отупляющим. У великого педагога Антона Макаренко, который занимался перевоспитанием молодежи и малолетних правонарушителей, воспитанники ни какую-то ерунду делали, а ФЭДы - самые современные тогда дальномерные малоформатные фотоаппараты. Но это, наверное, исключение. В советских школах часто было формальное отношение к труду. Представьте себе, что изо дня в день школьники должны были, к примеру, надевать резинку на пипетки за одну копейку или делать какие-то стержни для снегоуборочных машин. Все это могло вызвать только отвращение.
Во-вторых, времена изменились. Сейчас школьный труд может быть самым разным. Например, даже маленькие дети уже способны работать на 3D-принтерах 3D-ручками. И это тоже сложная работа.
С другой стороны, считаю неправильным спрашивать разрешения у родителей, можно ли их ребенку заняться трудом. Всегда найдется мама или папа, которые скажут: "Мой ребенок не будет мыть полы и убираться в классе". Кстати, у меня был один тяжелый разговор с парнем из Чечни, который сказал, что уборка - не дело мужчины, а обязанность девочки. И он мыть полы здесь не собирается. Пришлось вызвать отца, устроить разбор полетов и даже предложить посещать другую школу.
Школьный труд не должен превращаться и в систему отчетов. Я очень хитро сделал, обходя некоторые недочеты системы нашего законодательства. Просто включил обслуживающий труд в программу нашей школы. А вмешательство в эту историю родителей надо было давно отменить и объяснить им, что полноценное формирование личности невозможно без труда.