21.02.2023 21:35
    Поделиться

    Депутат Ольга Казакова в интервью "РГ" - о том, какую роль играют "Разговоры о важном" и сможет ли реформа образования решить проблемы школы

    Школа сегодня бурлит: учителя, родители и ученики часто даже не пытаются понять друг друга и постоянно спорят. Кому-то не нравится, что его ребенок моет доску, кого-то постоянно "достают" одноклассники, и нередко в этой борьбе крайним становится учитель. Смогут ли многочисленные предложения в закон об образовании решить эти и другие острейшие проблемы школы? Об этом "Российская газета" беседует с председателем Комитета Госдумы по просвещению Ольгой Казаковой.
    Ответственность взрослых в том, чтобы дети, повзрослев, не сказали: "Почему вы нас этому не научили?".
    Ответственность взрослых в том, чтобы дети, повзрослев, не сказали: "Почему вы нас этому не научили?". / Олеся Курпяева / РГ

    Ольга Михайловна, президент подписал закон об интеграции новых регионов в систему российского образования. Что здесь главное?

    Ольга Казакова: Самое главное - выбор. Когда я была в Мариуполе, в Запорожской области и встречалась с ребятами и родителями, многие просили: дайте нам право выбора, мы еще не готовы к ЕГЭ. А другие, напротив - хочу сдать ЕГЭ и сразу пойти в вуз. Мы такую систему уже прошлым летом смогли сделать. Даже там, где всего пара человек хотели сдавать Единый, Рособрнадзор дал все технические возможности. Установили всю электронику, к общей системе подключили, специалисты выехали на места. Практика есть, система разработана. Теперь мы закрепили ее законодательно. Но самое главное - это переходный период до 2026-го. Для того, чтобы синхронизировать абсолютно все - от названий учреждений до всех образовательных программ. В Крыму мы брали на это пять лет. Здесь справимся за четыре. Поскольку опыт уже есть.

    У нас есть и в приграничных регионах школы, где из-за вражеских обстрелов у выпускников не было условий нормально подготовиться к аттестации. И здесь мы, конечно, должны помочь им. Дать выбор по экзаменам. Готовим и эту норму.

    Вы автор идеи "Разговоров о важном" для взрослых. Честно, многие не совсем понимают, что это и как может быть? Новый формат родительских собраний? Но родителей и на обычные-то не дозовешься...

    Ольга Казакова: Отчасти поэтому идея и родилась на встрече с Национальной родительской ассоциацией. Смотрите, с сентября в школах каждую неделю проводятся классные часы "Разговоры о важном" - для детей. Там ребята обсуждают с учителями актуальные и важные для них события, узнают интересные факты из истории страны. Иногда дети пытаются продолжить этот разговор дома, а родители и готовы поучаствовать, но не понимают, что именно обсудить, не знают, как тема давалась в школе. Мы хотим помочь.

    О чем будем говорить?

    Ольга Казакова: Например, о статусе учителя, об уважении к нему. Без помощи родителей, которые в семье будут напоминать об этом, нам будет сложно. Многие родители беспокоятся, что сейчас дети перестали читать. Давайте проговорим и это! Буллинг - важная тема? Но я уверена, что большинство родителей даже не знают, что это волнует их детей.

    Конечно, здесь не может быть никакой "обязаловки" - все по желанию родителей. Но уж если мы предлагаем встречи - должны к ним готовиться профессионально. Например, приглашать спикеров, готовить статистику, чтобы делать наше общение максимально интересным и полезным.

    В Госдуме обсуждают трудовое воспитание в школе: поправки разрешают привлекать к труду с согласия ученика или его родителя. Дружно моем полы и собираем листья на субботниках? Но некоторые родители очень настороженно к этому относятся.

    Ольга Казакова: Именно "некоторые". Потому что за" укрепление этой темы - все-таки большинство родителей, а еще бабушек и дедушек. Они-то уж точно очень хорошо понимают, что труд - основа.

    Хочется, чтобы и родители, и дети услышали: речь идет об общественно полезном труде, а не о том, что дети будут заменять собой технический персонал - уборщиц или садовников. Мы говорим, в первую очередь, о традиционных дежурствах в классе, столовой или раздевалке, о субботниках. О том, что после обеда нужно убирать за собой посуду, выкидывать мусор в урну... Это элементарные базовые вещи. Поэтому когда мне говорят: "Вы перегрузите детей трудом", я очень удивляюсь. Никаких искусственных "опций" никто придумывать не собирается. Но что я точно знаю: наряду с настороженными родителями есть масса тех, кто чуть не плачет: "Научите детей хоть чему-нибудь, у нас дома не получается!" И я их понимаю. Сейчас время очень быстрое, родителю легче что-то сделать самому: помыть чашку, собрать игрушки в детской, чем вовлекать в это ребенка. А школа может заняться этим профессионально.

    Никто не заставит ребенка копать яму для забора или мыть окна. Но если ты встал ногами на стул и его испачкал, то нет ничего страшного и криминального в том, чтобы взять тряпку и протереть стул. Выйти на субботник убраться вокруг школы - в чем проблема? Понятно, что если у ребенка аллергия на пыль, пыльцу или болит спина, он не будет участвовать в работе, учителя проследят. Возрастные особенности и особенности здоровья должны учитываться везде.

    А что с уроками технологии? Ведь они раньше были уроками "труда". А сегодня часто это странный гибрид азов информатики и моделирования.

    Ольга Казакова: Конечно, на технологии дети должны получать те навыки, которые пригодятся в жизни каждому. Я была в одной школе в поселке Мирный Карачаево-Черкесии - какой там класс технологии! Там чтут традиции, где заложено, что девочка - это будущая мама, будущая хозяйка, она должна уметь готовить. И раз уж есть урок, раз уж есть часы, так почему бы не научить ребенка основам традиционной кулинарии? Закупили оборудование для девчонок - они и сами себя уверенно чувствуют, и при этом дома помогают. Для ребят станки купили. Но представьте, что сегодня многим мальчишкам не знакомо слово "пассатижи"!

    И ведь здесь наша, взрослых, ответственность, когда дети, повзрослев, скажут нам: "А почему вы нас этому не научили?"

    Мы привыкли говорить о буллинге среди детей, но, оказывается, травля может коснуться и педагога: учителей "доводят", включают камеру на телефоне и потом выкладывают в Сеть. Как защитить учителя?

    Ольга Казакова: В отношении учителей дети, порой, жестоки: один готовит телефон, второй запускает сценарий, третий в этом сценарии участвует. Это просто унизительно для учителя, что ребенок может достать телефон в какой-то неловкий момент и начинать снимать.

    При этом предложи кто-то сейчас, например, в классах установить видеокамеры, родители возмутятся. Получается, детей снимать без разрешения нельзя, а учителей - можно?

    С этим нужно заканчивать. Мы ищем сейчас возможный юридический вариант. Сегодня у нас на многие вещи нужно согласие родителей. А вот согласия учителя что-то никто не спрашивает. Я считаю, что на уроке вообще не должно быть никаких фото- и видеосъемок, если учитель не согласен с этим. Урок - это не ТикТок. Это учебный процесс. И давайте всегда помнить об этом. Только разрешенная съемка "по делу", например, заснять что-то, чтобы дома повторить.

    Ольга Казакова: Трудовое воспитание - это базовые вещи. Убрать за собой посуду, вытереть стол. Что сложного? Выкидывать мусор в урну… Это элементарно. Фото: Сергей Куксин / РГ

    Председатель Госдумы Вячеслав Володин отметил, что сегодня подготовка качественных айтишников должна идти уже со школы. Мы к этому готовы?

    Ольга Казакова: Бесспорно, нам необходимо укреплять себя в актуальной сейчас области информационных технологий. У нас уже есть прекрасные программисты, но надо сделать так, чтобы их было достаточно, чтобы вести экономику вперед.

    Конечно, школьный урок информатики - это в большей степени урок - знакомство с ИТ-отраслью. Но там, где работают сильные учителя, он может стать хорошим заделом для будущей профессии.

    Кроме того, в 2022 году Минцифры запустило федеральную двухгодичную программу по программированию для учеников 8-10 классов, и мы заложили на нее значительные суммы в федеральном бюджете. Это бесплатно, внеурочно, для тех, кто хочет идти дальше в ИТ. Заявку можно подать на Госуслугах. Это и онлайн-занятия, и очные уроки. Задача - охватить не менее 200 тысяч детей. Но мы смотрим дальше. Окончил ребенок эти курсы. И что? Я за "бесшовное" образование: давайте и дальше помогать ему идти этой дорогой, раз мы дали ему хорошую базу! Как? Возможно, если ребенок поступает в колледж, принимать его не на первый курс, а сразу на второй по направлению ИТ. Так мы быстрее получим специалиста. Нельзя, чтобы такие курсы превратились в просто кружок по интересам.

    На уроке не должно быть никаких фото- и видеосъемок, если учитель не согласен. Урок - это не ТикТок. Давайте помнить об этом

    То же самое с вузами. Давайте смотреть, чему мы уже научили, и учитывать это при поступлении.

    Словом, нужно сделать максимум, чтобы молодые программисты быстрее приходили в профессию. Если ребенок совершеннолетний и уже хочет работать, - помогать ему с частичным трудоустройством. Вместе с Комитетом по молодежной политике мы занимаемся тем, чтобы трудоустройство подростков было более комфортным.

    Принят закон о "золотом стандарте" образования. Сейчас ведется работа по федеральным программам. Вы уже встречались с учителями, обсуждали?

    Ольга Казакова: Педагоги сейчас знакомятся с программами, изучают. И мы готовы выслушать их предложения. Я готовлюсь к этой встрече, обязательно соберемся. И в первую очередь - с учителями истории, литературы, русского языка, обществознания, географии, ОБЖ, тех шести предметов, которые мы особо защитили в законе о Федеральных основных образовательных программах.

    Если что-то надо поправить, если будет общий "сигнал" - обсудим с Минпросвещения, внесем правки и перерегистрируем в Минюсте. Это непростой процесс, но рабочий.

    Но отмечу: изменений в программах немного, в частности, добавилось несколько произведений по литературе, в том числе роман Фадеева "Молодая гвардия". Но стандарты, цели, к которым мы должны прийти на выходе из школы, - те же.

    Вопрос ребром

    Предложено снизить требования к уровню русского языка для абитуриентов инженерных направлений, чтобы они могли все силы кинуть на подготовку по физике. Как думаете, это поможет?

    Ольга Казакова:

    - Два наших образовательных министерства, которые сейчас этим занимаются, опираются не на эмоции, а на статистику. Знаю, есть те, кто переворачивает тему: мол, язык инженерам не нужен. Это не так. Полагаю, когда министерство принимало это решение, то исходило из задачи не потерять ребят - физиков, математиков, которые именно в этих предметах сильны. Возможно, ребята, которые хотят поступать на технические направления с профильной физикой, где-то проседают по гуманитарным предметам, и это тормозит их дальнейший рост. Но это же не говорит о том, что нужно снизить изучение русского языка. Ни в коем случае! И школьная программа по русскому языку не меняется. Но если у нас есть физик, который крут именно в этом предмете, но неважно написал сочинение, логичнее за основу брать его профильный предмет. Уверена, человек, увлеченный своим делом, точно потом наверстает еще во взрослой жизни то, что, возможно, "прозевал" в школе. Просто почувствует, что ему чего-то не хватает и сам начнет догонять. Повторю: это никак не отменяет внимания к русскому языку.

    Поделиться